Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/9630
Название: Формирование коммуникативной компетенции в процессе профессионального обучения
Другие названия: Communicative competence development in the course of vocational training
Автор: Abolina, N. S.
Akimova, O. B.
Аболина, Н. С.
Акимова, О. Б.
Дата публикации: 2012-11
Издатель: Российский государственный профессионально-педагогический университет
Библиографическое описание: Аболина, Н. С. Формирование коммуникативной компетенции в процессе профессионального обучения / Н. С. Аболина, О. Б. Акимова // Образование и наука. — 2012. — № 9. — С. 138-157.
Аннотация: The paper, devoted to the communicative competence development, regards it as the key element of professional competence. Modern specialists in any sphere of professional activity need the necessary information and communication skills (i.e. the ability to use the principles of busyness communication for planning and analysis, goal-setting, choosing strategies, understanding the partners’ intentions and modifying the communication ways). The author highlights the labor market requirements to communication skills of the higher school graduates, and insists on introducing the theoretical and practical methods of communication competence development into the educational curricula. The paper specifies the aspects of perception and reflection in interpersonal contacts, and describes the group training methods with the main emphasis on such collective forms as role plays, group discussions, and training sessions. The outlines of the training program in business communication are given along with its approbation results including the improvements in students’ self-assessment, group communication, feelings, moods, activity, self-control in conflict situations, etc. 
Статья посвящена проблеме формирования коммуникативной компетенции, актуальной для каждого современного человека и общества в целом. Коммуникативная компетентность – элемент профессиональной компетентности. Современным специалистам независимо от сферы деятельности необходимо обладать навыками работы с информацией; знать особенности коммуникативной среды; уметь использовать принципы делового общения при планировании и анализе своих действий; определять цели и стратегии контактов; учитывать намерения и способы коммуникации партнеров; менять по мере необходимости собственные речевые тактики и стратегии и т. д. В профессиональной подготовке выпускника вуза следует учитывать требования, которые предъявляются рынком труда к коммуникативным умениям и навыкам специалиста, и широко внедрять в образовательный процесс наиболее продуктивные методики теоретического и практического усвоения и развития коммуникативной компетенции. Авторами обозначены аспекты восприятия и рефлексии при межличностных контактах, описаны групповые методы обучения видам, способам и приемам коммуникаций. Основное внимание уделяется таким эффективным коллективным формам обучения, как ролевые игры, групповые дискуссии, тренинги. Представлено краткое содержание разработанной программы тренингов делового общения. Приведены фрагменты исследования результатов апробации программы: у студентов заметно выросла самооценка, укрепились взаимоотношения в группе, улучшились показатели самочувствия, активности, настроения, появилось умение сохранять самообладание в конфликтных ситуациях и т. д.
Ключевые слова: COMMUNICATION COMPETENCE
COMMUNICATION PROCESS
GROUP METHODS
COMMUNICATION TRAINING
PERCEPTION
REFLECTION
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
ПРОЦЕСС КОММУНИКАЦИИ
ГРУППОВЫЕ МЕТОДЫ
КОММУНИКАТИВНЫЙ ТРЕНИНГ
ВОСПРИЯТИЕ
РЕФЛЕКСИЯ
ISSN: 2310-5828
1994-5639
Источники: Образование и наука № 9 (2012)
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
edscience_2012_9_98_12.pdf258,61 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.