Please use this identifier to cite or link to this item: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/9673
Title: Теоретические основы педагогической герменевтики и варианты ее реализации в научно-образовательной практике
Other Titles: Theoretical bases of pedagogic hermeneutics and its implementation versions in educational practices
Authors: Zakirova, A. F.
Закирова, А. Ф.
Issue Date: 2012-06
Publisher: Российский государственный профессионально-педагогический университет
Citation: Закирова, А. Ф. Теоретические основы педагогической герменевтики и варианты ее реализации в научно-образовательной практике / А. Ф. Закирова // Образование и наука. — 2012. — № 6. — С. 19-42.
Abstract: The paper reveals the basic statements of the author’s concept of the pedagogical hermeneutics – the theory and practice of text interpretation of different genres focused on deeper and detailed understanding with the reference to socio-cultural traditions, reflective comprehension of the emotional and spiritual human experience, as well as personal experience of educational process participants. It has been proved that pedagogical hermeneutics is required as a methodology of the humanistic understanding of the cultural phenomena, being based on the idea of mediated influence of cultural texts comprehension methods on human consciousness, ways of thinking, world views, and other education related spheres such as forecasting, modeling, projecting, diagnosing and pedagogic communication.The paper describes the principles and methods of pedagogic hermeneutics such as cultural mediation, integrity, metaphor conceptualization, inter-text method, converted forms, convertibility of mentality, etc. The research findings are assessed applying the Author’s Concept Interpretation method by A. N. Slavskaya, the Semantic Differential and M. Rockich’ method, etc. The suggested approach can be implemented in comprehensive school, teachers’ training and research work 
В статье раскрыты основные положения авторской концепции педагогической герменевтики – теории и практики истолкования и интерпретации субъектами образовательного процесса разножанровых текстов. Обучение полному и глубокому пониманию этих текстов происходит с учетом социально-культурных традиций, рефлексивного осмысления эмоционально-духовного опыта человечества и личного духовного опыта учащихся. Доказывается, что на современном этапе развития образования педагогическая герменевтика востребована как методология гуманитарного освоения феноменов культуры, основу которой составляет идея опосредованного влияния методов осмысления культурных текстов на сознание человека, на способы его мышления и миропонимания и другие связанные с образованием сферы деятельности: прогнозирование, моделирование, проектирование, диагностику и педагогическое общение. В статье охарактеризованы принципы педагогической герменевтики: культурного опосредования, интегральности, концептуализации метафор, интертекстуальности, превращенной формы, обратимости мышления и др. Показаны многократно опробованные варианты воплощения концептуальных положений и инструментария педагогической герменевтики в образовательной практике. Результаты опытной и внедренческой работы оценены с использованием методики интерпретации авторских концепций А. Н. Славской, метода семантического дифференциала, методики М. Рокича и др. Предложенные автором подходы могут быть использованы в общеобразовательной школе, в профессиональной подготовке и научно-исследовательской деятельности педагогов
Keywords: PEDAGOGICAL HERMENEUTICS
COMPREHENSION
SEMANTIC DEVELOPMENT
PROCESS OF METAPHOR FORMATION
CONVERTIBILITY OF MENTALITY
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА
ПОНИМАНИЕ
СМЫСЛООБРАЗОВАНИЕ
МЕТАФОРИЗАЦИЯ
ОБРАТИМОСТЬ МЫШЛЕНИЯ
ISSN: 2310-5828
1994-5639
Origin: Образование и наука. 2012. №6
Appears in Collections:Образование и наука

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
edscience_2012_6_95_03.pdf315,73 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.