Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/12952
Название: Модель контекстного обучения при выполнении практикума по общетехническим дисциплинам
Другие названия: Contextual training model in the practical course of general technical disciplines
Автор: Elyash, N. N.
Эльяш, Н. Н.
Дата публикации: 2015-01
Издатель: Российский государственный профессионально-педагогический университет
Библиографическое описание: Эльяш, Н. Н. Модель контекстного обучения при выполнении практикума по общетехническим дисциплинам / Н. Н. Эльяш // Образование и наука. — 2015. — № 1. — С. 166-175.
Аннотация: The aim of the investigation is a verification of new model necessity of vocational training within the graduates of technical branches of study in high schools. Expert’s activity unlike educational activity is not structured-indetail. Knowledge from the diversified areas and based on it skills to find out appropriate, uncommon decisions of current problems and arising problems are required for effective work on present-day production with constantly improved and becoming complicated technologies. The traditional reproductive training focused on presentation of a set of information and given algorithms for completing different activities presented by the teacher does not allow forming properly creative research way of thinking, abilities to master professional innovations and readiness for regular self-education of trainees. The author notes that it is necessary to work out and introduce essentially alternate methods of preparation that would provide systematic integrity of the systematised theoretical knowledge with acquirable practical skills and its application. The author considers the contextual model of training as one of the most appropriate and reasoned. Methods. The core theory of contextual training is the statute of sensemaking influence of professional work context on educational activity of the student. Theoretically training is to be carried out in the closest field and in forms to real activity; as a peculiar kind of immersion to the future professional sphere. The proposed model of contextual training is installed on the basis of activity approach. The activity approach in contrast to traditional system preparation isn’t broken up to two stages (firstly, overlearning, then its practical application), but is posed to be indivisible: mastery to theoretical readiness and required practical skills acquisition refer a concurrent process under the performance of any tutorial activity or task at the training subject. Results. The principles of contextual training model are pointed out. The performance technique of the practical tasks which logic is close to logic of real professional work is considered. Scientific novelty. The novelty of contextual training model in relation to designing of academic and didactic materials consists in updating of practical training, corresponding coherence of theory and practice as the essential formation of professional skill and competency. The solution algorithms under the reduced or formerly known formula and functional connections are organized in such a way as to motivate the student for regular appeal to educational sources of information (such as textbooks, study guides, reference books). The author states that the uselessness and unreliability perception of theory mastering is avoided due to the proposed training; problem solving is not confined to simple mathematical calculations. Physical sense of conception and phenomenon essence occurs while performing the task. Practical significance. The research outcomes can be used while academic teaching packages designing and its implementation into educational process of high school. The research findings can help to form sustained professional competencies, students’ interest upgrading to studied disciplines, establishment of intersubject communication between the training courses provided by educational program 
Цель публикации – обоснование необходимости новой модели профессиональной подготовки выпускников технических специальностей вузов. Деятельность специалиста, в отличие от учебной деятельности, не является предметно структурированной. Для эффективной работы на современном производстве с постоянно совершенствующимися и усложняющимися технологиями требуются знания из самых разнообразных областей и умения на их основе находить оптимальные нетривиальные решения текущих задач и возникающих проблем. Традиционное репродуктивное обучение, фокусирующееся на воспроизведении представленного преподавателем набора информации и заданных алгоритмов выполнения операций, не позволяет должным образом формировать креативное, поисковое мышление обучающихся, их способности к овладению профессиональными инновациями и готовность к регулярному самообразованию. Нужны разработка и внедрение в учебный процесс принципиально иных методов подготовки, которые обеспечивали бы органическую целостность систематизированных теоретических знаний с приобретаемыми практическими навыками их применения. С точки зрения автора, наиболее целесообразна в этом плане контекстная модель обучения. Методы и методология. Ядро теории контекстного обучения – положение о смыслообразующем влиянии контекста профессиональной деятельности на учебную деятельность студента. В идеале обучение должно осуществляться в среде и в формах, наиболее близких к реальной деятельности, происходить как своеобразное погружение в будущую профессиональную сферу. Предлагаемая модель контекстного обучения строится с опорой на деятельностный подход, при котором в отличие от традиционной системы подготовки образовательный процесс не распадается на два этапа (сначала заучивание нового материала, потом его практическое применение), а является неделимым: освоение теории и обретение требующихся прикладных навыков происходит одновременно – при выполнении какого-либо учебного действия с предметом обучения. Результаты. Изложены принципы модели контекстного обучения. Рассмотрена методика выполнения практических заданий, логика которых близка к логике реальной профессиональной деятельности. Научная и методическая новизна. Инновационность контекстной модели применительно к разработке учебно-методических и дидактических материалов заключается в совершенствовании практического обучения, гармоничной связи теории и практики как основе формирования профессионального мастерства и компетентности. Для этого алгоритмы решения задач по приведенным или известным ранее формулам, зависимостям строятся таким образом, что побуждают студента постоянно обращаться к различным учебным источникам (учебникам, пособиям, справочникам). Подобное обучение не позволяет появиться ощущению ненужности, необязательности освоения теории, а решение задач не сводится к простым математическим вычислениям. Возникает понимание физического смысла, сущности явлений, о которых идет речь в задаче. Практическая значимость. Применение контекстной модели при создании учебно-методических комплексов и внедрении их в учебный процесс вуза будет способствовать формированию устойчивых профессиональных компетенций, повышению у студентов интереса к изучаемым дисциплинам, установлению межпредметных связей между курсами, предусмотренными образовательной программой 
Ключевые слова: TRAINING MODEL
PROFESSIONAL COMPETENCE
ACTIVITY APPROACH
SELF-EDUCATION
МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД
САМООБРАЗОВАНИЕ
ISSN: 2310-5828
1994-5639
Источники: Образование и наука. 2015. №1
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
edscience_2015_1_120_016.pdf304,27 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.