Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/36230
Полная запись метаданных
Поле DCЗначениеЯзык
dc.contributor.authorKhaskhanova, М. Т.en
dc.contributor.authorVereshchagina, M. V.en
dc.contributor.authorХасханова, М. Т.ru
dc.contributor.authorВерещагина, М. В.ru
dc.date.accessioned2021-06-18T08:40:01Z-
dc.date.available2021-06-18T08:40:01Z-
dc.date.issued2019-
dc.identifier.citationХасханова, М. Т. Типы религиозной идентичности чеченских студентов / М. Т. Хасханова, М. В. Верещагина // Образование и наука. — 2019. — № 9. — С. 80-97.ru
dc.identifier.issn2310-5828-
dc.identifier.issn1994-5639-
dc.identifier.otherhttps://www.edscience.ru/jour/article/view/1404en
dc.identifier.otherhttps://www.scopus.com/record/display.uri?origin=resultslist&eid=2-s2.0-85084990177scopus_url
dc.identifier.urihttps://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/36230-
dc.description.abstractIntroduction. In connection with the growth of religious consciousness of young people in Russia, the study of their religious identity is being updated. Scientists pay special attention to Islamic denominations, as both in Western countries and in the Russian Federation, the number of Muslims is increasing. However, scientific publications cover mainly sociological aspects of the problem, and its psychological component remains insufficiently investigated, which largely determines the social behaviour of a person and affects the process of his or her socialisation. In view of the interest shown by the scientific community in Arab-Muslim culture, appropriate psychological research should be carried out in Muslim-dominated regions. The Chechen Republic is one of such territories in the Russian Federation.The aim is to identify the characteristics and types of religious identity of Chechen students.Methodology and research methods. The study was performed in the framework of socio-psychological approach using the following questionnaires: “Scale of Religious Orientation” by G. Allport, D. Ross; “Structure of Individual Religiosity” by Y. V. Shcherbatykh; questionnaires developed by A. N. Tatarko and N. M. Lebedeva for the study of certainty and valence of ethnic identity and readiness for interethnic interaction; “Types of Ethnic Identity” by G. U. Soldatova and S. V. Ryzhova.Results and scientific novelty. It is revealed that the majority of Chechen students are characterised by consistently internal religious orientation, in which religion is the main value and primary motive of activity. Almost a quarter of respondents demonstrated consistently external religious orientation, characterised by instrumental or external significance. A small group of respondents can be classified as inconsistently religious, whose external religiosity prevails over the internal, and their motivation for behaviour is poorly connected with religion. On the basis of the factor analysis, the types of religious identity of Chechen students are revealed: ethno-cultural, true Muslim, formal, pro-social, non-adaptive, nonreligious, ethnocentric and positive ethnic. The present study evidences that the structure of social identity of students is dominated by ethno-cultural religious identity.Practical significance. The research results extend the knowledge about the content of the concept of “religious identity”, its place in the structure of social identity of the individual, as well as about the relationship of religious orientations with ethnic identity.en
dc.description.abstractВведение. В связи с ростом религиозного самосознания российской молодежи актуализируется изучение ее религиозной идентичности. Особое внимание ученые уделяют исламским конфессиям, так как и в западных странах, и в Российской Федерации увеличивается численность мусульман. Однако в научных публикациях освещаются преимущественно социологические аспекты данной проблемы, и недостаточно исследованной остается ее психологическая составляющая, во многом определяющая социальное поведение человека и влияющая на процесс его социализации. Учитывая интерес научного сообщества к арабо-мусульманской культуре, соответствующие психологические исследования целесообразно проводить в регионах с преобладанием мусульманского населения. К одной из таких территорий в РФ относится Чеченская Республика. Цель представленного в публикации исследования состояла в выявлении особенностей и типов религиозной идентичности чеченских студентов. Методология и методики. Исследование выполнено в рамках социально-психологического подхода с использованием опросников «Шкала религиозной ориентации» Г. Олпорта, Д. Росса и «Структура индивидуальной религиозности» Ю. В. Щербатых; анкеты А. Н. Татарко и Н. М. Лебедевой по изучению определенности и валентности этнической идентичности и готовности к межэтническому взаимодействию; а также методики «Типы этнической идентичности», разработанной Г. У. Солдатовой и С. В. Рыжовой. Результаты и научная новизна. Установлено, что большинству чеченских студентов свойственна последовательная внутренняя религиозная ориентация, при которой ислам представляет собой главную ценность и первичный мотив деятельности. Четверть выборки испытуемых продемонстрировала последовательную внешнюю религиозную ориентацию, характеризующуюся инструментальной или внешней значимостью. Незначительную группу респондентов можно отнести к непоследовательно религиозным: у этих молодых людей внешняя религиозность преобладает над внутренней, и мотивация поведения слабо связана с религией. На основе факторного анализа выделены типы религиозной идентичности чеченских студентов: этнокультурный, истинный мусульманский, формальный, просоциальный, неадаптивный, неорелигиозный, этноцентрический и позитивный этнический. Данные типы отражают сочетания переменных, описывающих религиозные ориентации и этническую идентичность, связь которых на подобной целевой группе исследовалась впервые. Обнаружилось, что в структуре социальной идентичности студентов доминирует этнокультурная религиозная идентичность. Практическая значимость. Материалы исследования обогащают представления о содержании понятия «религиозная идентичность», ее месте в структуре социальной идентичности личности, а также о корреляции религиозных ориентаций с этнической идентичностью.ru
dc.format.mimetypeapplication/pdfen
dc.language.isoruen
dc.publisherРоссийский государственный профессионально-педагогический университетru
dc.relation.ispartofОбразование и наука. 2019. №9ru
dc.rightsinfo:eu-repo/semantics/openAccessen
dc.rightsAuthors who publish with this journal agree to the following terms: Authors retain copyright and grant the journal right of first publication with the work simultaneously licensed under a Creative Commons Attribution License that allows others to share the work with an acknowledgement of the work's authorship and initial publication in this journal. Authors are able to enter into separate, additional contractual arrangements for the non-exclusive distribution of the journal's published version of the work (e.g., post it to an institutional repository or publish it in a book), with an acknowledgement of its initial publication in this journal. Authors are permitted and encouraged to post their work online (e.g., in institutional repositories or on their website) prior to and during the submission process, as it can lead to productive exchanges, as well as earlier and greater citation of published work (See The Effect of Open Access).en
dc.rightsАвторы, публикующие статьи в данном журнале, соглашаются на следующее: Авторы сохраняют за собой авторские права и предоставляют журналу право первой публикации работы, которая по истечении 6 месяцев после публикации автоматически лицензируется на условиях Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим распространять данную работу с обязательным сохранением ссылок на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале. Авторы имеют право размещать их работу в сети Интернет (например в институтском хранилище или персональном сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению и большему количеству ссылок на данную работу (См. The Effect of Open Access).ru
dc.sourceОбразование и наукаru
dc.subjectRELIGIOUS IDENTITYen
dc.subjectMUSLIM IDENTITYen
dc.subjectETHNO-CULTURAL RELIGIOUS IDENTITYen
dc.subjectРЕЛИГИОЗНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬru
dc.subjectМУСУЛЬМАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬru
dc.subjectЭТНОКУЛЬТУРНАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬru
dc.titleТипы религиозной идентичности чеченских студентовru
dc.title.alternativeThe Types of Religious Identity of Chechen Studentsen
dc.typeArticleen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/articleen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/publishedVersionen
dcterms.audienceOtheren
dcterms.audienceParents and Familiesen
dcterms.audienceResearchersen
dcterms.audienceSchool Support Staffen
dcterms.audienceStudentsen
dcterms.audienceTeachersen
local.description.firstpage80-
local.description.lastpage97-
local.issue9-
local.volume21-
local.identifier.doi10.17853/1994-5639-2019-9-80-97-
local.identifier.scopus85084990177-
local.identifier.eid2-s2.0-85084990177-
local.identifier.otherWOS:000499681800003wos
local.identifier.wos000499681800003-
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
edscience_2019_09_004.pdf519,39 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.