Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/36259
Полная запись метаданных
Поле DCЗначениеЯзык
dc.contributor.authorSalamatov, A. A.en
dc.contributor.authorGordeeva, D. S.en
dc.contributor.authorСаламатов, А. А.ru
dc.contributor.authorГордеева, Д. С.ru
dc.date.accessioned2021-06-18T08:40:05Z-
dc.date.available2021-06-18T08:40:05Z-
dc.date.issued2020-
dc.identifier.citationСаламатов, А. А. Модель онтологической рефлексии формирования эколого-экономических ценностных ориентаций в процессе профессионального образования / А. А. Саламатов, Д. С. Гордеева // Образование и наука. — 2020. — № 2. — С. 53-76.ru
dc.identifier.issn2310-5828-
dc.identifier.issn1994-5639-
dc.identifier.otherhttps://www.edscience.ru/jour/article/view/1553en
dc.identifier.otherhttps://www.scopus.com/record/display.uri?origin=resultslist&eid=2-s2.0-85082470096scopus_url
dc.identifier.urihttps://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/36259-
dc.description.abstractIntroduction. In modern Russia, the environmental problems affected all developing countries are growing and the postponement of these problems could lead to economic collapse. The fundamental transformation of social and economic institutions is necessary to avoid environmental degradation. Primarily, science requires a transition to a paradigm, which integrates economic well-being and environmental security of current and future generations. The translator of such synthesis can and should be a vocational training system. The aim of the present article is to demonstrate and justify the model of ecological and economic value orientations formation in vocational education members; since this model ensures integrity, systemacity, continuity of work and parity of actions of all participants in the educational process. Methodology and research methods. The design of the model was based on holistic, synergistic and professiographic approaches. The principles of personal targeting, self-reflection, ecosinergism and continuity were applied. Reflexive analysis was the leading method in the research. Results and scientific novelty. The authors give the definition of ecological and economic value orientations, considering them as formations in the structure of individual consciousness, which are subjective ideal samples and objective bases of responsible ecological and economic activity of the individual, social institutions and production enterprises. However, the formation and development of such orientations in the vocational education system is very difficult without the certain economic order to train specialists in order to make cost-effective and moral focused on environmental issues. Today's graduates of non-ecological specialties have superficial ideas of the nature and its relationship with the state of society and they are practically unaware of the basics of environmental management and ecological-economic risks. In recent decades, the gap between education and scientific achievements has become increasingly obvious in the field of genetic engineering, cyber production, autotrophic and chemical-biological technologies with the use of artificially grown living systems, etc., which change initial ideas about ecology and can raise civilisation to a new level of evolution. It is necessary not only to transmit the latest discoveries and ecological knowledge to students, but also to try to change their world view by instilling ecocentric morality. In this regard, the model for ontological reflection of ecological and economic values formation has been developed. This model emphasises that professional readiness in the modern world is determined not only by a set of certain competencies, but also by the ability to analyse the whole set of external externalities to prevent environmental threats, without losing the economic benefit of activities. Practical significance. The authors believe that the introduction of a reflexive model into educational practice could be applied to train highly qualified specialists with a full range of professional competencies, value orientations and personal qualities, which correspond to the realities of unstable ecological and economic state of society.en
dc.description.abstractВведение. В современной России нарастают свойственные развивающимся странам экологические проблемы, откладывание решений которых может привести к экономическому краху. Чтобы избежать экологической деградации, требуются коренные преобразования социально-экономических институтов. Прежде всего, необходим переход науки к парадигме, интегрирующей в себе аспекты экономического благополучия и экологической безопасности ныне живущих и будущих поколений людей. Транслятором такого синтеза может и должна быть система профессиональной подготовки. Цель публикации - продемонстрировать и обосновать модель формирования эколого-экономических ценностных ориентаций субъектов профессионального образования, использование которой обеспечивает целостность, системность, непрерывность работы и паритетность действий всех участников учебно-воспитательного процесса. Методология и методы. Проектирование модели осуществлялось с опорой на положения холистического, синергетического и профессиографического подходов; принципы личностного целеполагания, саморефлексии, экосинергизма и преемственности. Ведущим методом в исследовании был рефлексивный анализ. Результаты и научная новизна. Сформулировано авторское определение эколого-экономических ценностных ориентаций, под которыми понимаются специфические образования в структуре сознания индивида, являющиеся субъективно идеальными образцами и объективными основаниями ответственной эколого-экономической деятельности личности, общественных институтов и производственных предприятий. Однако становление и развитие таких ориентаций в системе профобразования весьма затруднительно при отсутствии заказа рыночной экономики на наличие у специалистов способностей к принятию экономически эффективных и одновременно нравственных, с экологической точки зрения, решений. Сегодняшние выпускники неэкологических специальностей имеют поверхностные представления о природе и ее взаимосвязи с состоянием социума, практически не осведомлены об основах рационального природопользования и эколого-экономических рисках. В последние десятилетия все заметнее разрыв между образованием и научными достижениями в области генной инженерии, кибернетического производства, автотрофных и химико-биологических технологий с эксплуатацией искусственно выращенных живых систем и др., которые переворачивают прежние примитивные представления об экологии и могут поднять цивилизацию на новый уровень эволюции. Следует не только доносить новейшие открытия и экологические знания до студентов, но и пытаться изменить их мировоззрение, прививая экоцентрическую мораль. С этой целью была разработана модель онтологической рефлексии формирования эколого-экономических ценностных установок, в которой акцентируется, что профессиональная готовность в современном мире определяется не только набором определенных компетенций, но и умениями анализировать всю совокупность внешних экстерналий для предотвращения экологических угроз, не теряя при этом экономической выгоды от осуществляемой деятельности. Практическая значимость. Авторы полагают, что внедрение в образовательную практику рефлексивной модели позволит подготовить высококвалифицированных специалистов, обладающих всем набором профессиональных компетенций, ценностных ориентаций и личностных качеств, соответствующих реалиям нестабильного эколого-экономического состояния общества.ru
dc.description.sponsorshipБлагодарности. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-29-07209. Выражаем благодарность анонимным рецензентам.ru
dc.format.mimetypeapplication/pdfen
dc.language.isoruen
dc.publisherРоссийский государственный профессионально-педагогический университетru
dc.relation.ispartofОбразование и наука. 2020. №2ru
dc.rightsinfo:eu-repo/semantics/openAccessen
dc.rightsAuthors who publish with this journal agree to the following terms: Authors retain copyright and grant the journal right of first publication with the work simultaneously licensed under a Creative Commons Attribution License that allows others to share the work with an acknowledgement of the work's authorship and initial publication in this journal. Authors are able to enter into separate, additional contractual arrangements for the non-exclusive distribution of the journal's published version of the work (e.g., post it to an institutional repository or publish it in a book), with an acknowledgement of its initial publication in this journal. Authors are permitted and encouraged to post their work online (e.g., in institutional repositories or on their website) prior to and during the submission process, as it can lead to productive exchanges, as well as earlier and greater citation of published work (See The Effect of Open Access).en
dc.rightsАвторы, публикующие статьи в данном журнале, соглашаются на следующее: Авторы сохраняют за собой авторские права и предоставляют журналу право первой публикации работы, которая по истечении 6 месяцев после публикации автоматически лицензируется на условиях Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим распространять данную работу с обязательным сохранением ссылок на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале. Авторы имеют право размещать их работу в сети Интернет (например в институтском хранилище или персональном сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению и большему количеству ссылок на данную работу (См. The Effect of Open Access).ru
dc.sourceОбразование и наукаru
dc.subjectECOLOGICAL AND ECONOMIC VALUE ORIENTATIONSen
dc.subjectEDUCATIONen
dc.subjectVOCATIONAL EDUCATIONen
dc.subjectFUTURE SPECIALISTen
dc.subjectMODELLINGen
dc.subjectREFLEXIVE MODELen
dc.subjectONTOLOGICAL REFLEXIVE MODELen
dc.subjectPROFESSIOGRAMen
dc.subjectЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИru
dc.subjectОБРАЗОВАНИЕru
dc.subjectПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕru
dc.subjectБУДУЩИЙ СПЕЦИАЛИСТru
dc.subjectМОДЕЛИРОВАНИЕru
dc.subjectРЕФЛЕКСИВНАЯ МОДЕЛЬru
dc.subjectОНТОЛОГИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИВНАЯ МОДЕЛЬru
dc.subjectПРОФЕССИОГРАММАru
dc.titleМодель онтологической рефлексии формирования эколого-экономических ценностных ориентаций в процессе профессионального образованияru
dc.title.alternativeThe Model of Ontological Reflection of Ecological and Economic Value Orientations Formation in the Process of Vocational Educationen
dc.typeArticleen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/articleen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/publishedVersionen
dcterms.audienceOtheren
dcterms.audienceParents and Familiesen
dcterms.audienceResearchersen
dcterms.audienceSchool Support Staffen
dcterms.audienceStudentsen
dcterms.audienceTeachersen
local.description.firstpage53-
local.description.lastpage76-
local.issue2-
local.volume22-
local.identifier.doi10.17853/1994-5639-2020-2-53-77-
local.identifier.scopus85082470096-
local.identifier.eid2-s2.0-85082470096-
local.identifier.otherWOS:000519086900003wos
local.identifier.wos000519086900003-
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
edscience_2020_02_004.pdf2,7 MBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.