Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/37659
Название: Введение новой номенклатуры научных специальностей в России: преемственность и новации
Другие названия: Introduction of a new nomenclature of academic specialities in Russia: Continuity and innovations
Автор: Pakhomov, S. I.
Gurtov, V. A.
Stasevich, A. V.
Пахомов, С. И.
Гуртов, В. А.
Стасевич, А. В.
Дата публикации: 2021-10
Издатель: Российский государственный профессионально-педагогический университет
Библиографическое описание: Пахомов, С. И. Введение новой номенклатуры научных специальностей в России: преемственность и новации / С. И. Пахомов, В. А. Гуртов, А. В. Стасевич // Образование и наука. — 2021. — № 8. — С. 11– 36. — DOI: 10.17853/1994-5639-2021-8-11-36.
Аннотация: Introduction. The nomenclature of academic specialities to be awarded academic degrees is a system-forming element of academic degree holders’ certification system in any country of the world. Therefore, there is a need to revise and update the relevant structure of academic specialities in order to meet the prospective demand from research and development sector of high-tech industries. Apparently, the current nomenclature of 2017, as the instrument of realisation of public policy in the sphere of the state certification of academic and teaching staff in Russia, needed updating. The aim of the present research was to analyse a new version of the nomenclature of academic specialities in Russia to be awarded the degree of Doctor or Candidate of Science, and to make conceptual proposals on the implementation of new nomenclature provisions taking into account possible transformation of scientific and educational environment, including the emergence of new complex areas of academic research. Methodology and research methods. The research object is a system of certification of academic and teaching staff from the position of a three-level structure of the nomenclature of academic specialities, according to which academic degrees are awarded. The methods of comparison and data statistical analysis were applied to assess structural changes in the nomenclature. Results and scientific novelty. The authors considered the prerequisites for update of the nomenclature of academic specialities approved in 2017. The features of a new edition of the nomenclature of academic specialities were highlighted. The analysis of its new structure and content changes was carried out. It is demonstrated that current network of dissertation councils (1696 councils) can be divided into 4 groups according to the degree of compliance of academic specialities and fields of science with the previous and recent versions of nomenclature. It is necessary to create new dissertation councils for 20 new academic specialities. Practical significance. The authors revealed the features of the new nomenclature, requiring the reorganisation of councils network for the defense of doctoral and candidate dissertations. On this basis, to provide promising areas of academic research, the proposals on the implementation of new nomenclature provisions are outlined. The stages of re-opening of dissertation councils network are described.
Введение. Номенклатура научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени, является системообразующим элементом для аттестации кадров высшей научной квалификации в любой стране мира. Этим обусловлена необходимость поддержания актуальной структуры научных специальностей, отвечающей перспективному спросу со стороны сектора исследований и разработок высокотехнологичных отраслей экономики. В связи с этим действующая номенклатура 2017 года как инструмент реализации государственной политики в сфере государственной научной аттестации научных и научно-педагогических кадров в России нуждалась в обновлении. Целью работы являются анализ новой редакции номенклатуры научных специальностей в России, по которым присуждаются ученые степени, и концептуальные предложения по путям реализации положений новой номенклатуры с учетом возможных траекторий трансформации научно-образовательной среды, включающих прогнозную оценку появления новых комплексных областей научных исследований. Методология и методы. Объект исследования – система аттестации научных и научно-педагогических работников с позиции трехуровневой структуры номенклатуры научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени кандидата и доктора наук. Для оценки структурных изменений номенклатуры использовались методы сравнения и статистического анализа данных. Результаты и научная новизна. Рассмотрены предпосылки необходимости обновления номенклатуры специальностей, утвержденной в 2017 году. Выделены особенности новой редакции номенклатуры научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени. Проведен анализ ее структурных и содержательных изменений. Показано, что действующую сеть диссертационных советов (1696 советов) можно разделить на 4 группы по степени соответствия научных специальностей и отраслей науки предыдущей и новой номенклатурам. Для 20 новых научных специальностей необходимо открывать новые диссертационные советы. Практическая значимость. Выявлены особенности новой номенклатуры, обуславливающие необходимость реорганизации сети советов по защите докторских и кандидатских диссертаций. На основе этого сформированы предложения по путям реализации положений новой номенклатуры, обеспечивающих перспективные направления научных исследований. Описаны этапы перерегистрации сети диссертационных советов.
Ключевые слова: INTERNATIONAL STANDARD NOMENCLATURE FOR FIELDS OF SCIENCE AND TECHNOLOGY
ACADEMIC CERTIFICATION
NOMENCLATURE OF SPECIALITIES
FIELD OF SCIENCE
ACADEMIC DEGREE
DISSERTATION COUNCILS
HIGHER ATTESTATION COMMISSION
МЕЖДУНАРОДНАЯ СТАНДАРТНАЯ НОМЕНКЛАТУРА ДЛЯ ОБЛАСТЕЙ НАУКИ И ТЕХНИКИ
НАУЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ
НОМЕНКЛАТУРА СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
ОТРАСЛЬ НАУКИ
УЧЕНАЯ СТЕПЕНЬ
ДИССЕРТАЦИОННЫЕ СОВЕТЫ
ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ
ISSN: 2310-5828
1994-5639
DOI: 10.17853/1994-5639-2021-8-11-36
SCOPUS: 85118388938
WoS: 000709577600001
Источники: Образование и наука. 2021. №8
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
edscience_2021_08_002.pdf413,59 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.