Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/42256
Полная запись метаданных
Поле DCЗначениеЯзык
dc.contributor.authorMurzina, I. Ya.en
dc.contributor.authorSimbirtseva, N. A.en
dc.contributor.authorМурзина, И. Я.ru
dc.contributor.authorСимбирцева, Н. А.ru
dc.date.accessioned2023-02-13T08:40:07Z-
dc.date.available2023-02-13T08:40:07Z-
dc.date.issued2022-10-
dc.identifier.citationМурзина, И. Я. Теологическое образование и теологическое просвещение в современной России: концептуализация, направленность и перспективы развития / И. Я. Мурзина, Н. А. Симбирцева // Образование и наука. — 2022. — № 8. — С. 11-32. — DOI: 10.17853/1994-5639-2022-8-11-32.ru
dc.identifier.issn2310-5828-
dc.identifier.issn1994-5639-
dc.identifier.otherhttps://www.edscience.ru/jour/article/view/2885en
dc.identifier.urihttps://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/42256-
dc.description.abstractIntroduction. The discussions in the scientific and educational environment on the scientific status of theology, its prospects in the system of university education, the opportunities opening for religious education in Russia, show the relevance of the analysis of the place of theology as a sphere of scientific knowledge in a number of social and humanitarian sciences and reflections on the essence of theological education and enlightenment that influence the axiological basis of society. Aim. The aim of the study is to conceptualise “theological education” and “theological enlightenment”, which define the focus of the conversation about religion today. The objectives of the study are related to determining the scope of each of the concepts and considering promising educational and enlightening practices in Russia. Methodology and research methods. The scientific argumentation presented in the article is based on the following theoretical research methods: logical analysis, structural and functional method, discursive analysis, axiological approach. The basis is an interdisciplinary methodology that allows synthesising approaches peculiar to various social and humanitarian sciences. When describing educational practices, the methods of comparative analysis, systematization and classification were applied. Results. It is determined that the educational paradigm is being changed today: the “return” of the religious component to education is considered as an attempt to set a new education coordinate system in the unity of horizontal (institutional) and vertical (meaning-forming) vectors. The authors define the essence of theological education in a broad (the formation of an axiological basis) and narrow (the process and result of the implementation of values in educational practice) sense. Moreover, the authors reveal the specifics of theological education in professional and comprehensive education. Changes in educational practices over the past few decades have affected educational activities in the field of religion, which required an analysis of the “theological education” concept and the definition of its prospects in a digital society. The authors describe the principles, conditions and directions of the implementation of theological enlightenment. Scientific novelty. The paper presents a terminological analysis of the categories of “theological education” and “theological enlightenment”, which are relatively new for pedagogical science. Practical significance. The conclusions presented in the study on the possibilities of theological education and theological enlightenment may be of interest to developers and organisers of religious educational programmes.en
dc.description.abstractВведение. Дискуссии в научной и образовательной среде о научном статусе теологии, ее перспективах в системе университетского образования, возможностях, которые открываются для религиозного образования в России, показывают, что актуальным является анализ места теологии как сферы научного знания в ряду социально-гуманитарных наук, размышления о сущности теологического образования и просвещения, оказывающих влияние на ценностно-смысловую основу общества. Целью исследования является концептуализация двух понятий – «теологическое образование» и «теологическое просвещение», определяющих сегодня направленность разговора о религии. Задачи исследования связаны с определением объема каждого из выделенных концептов и рассмотрение перспективных образовательных и просветительских практик в России. Методология, методы и методики. Приведенная в статье научная аргументация базируется на теоретических методах исследования: логический анализ, структурно-функциональный метод, дискурсивный анализ, аксиологический подход. Основой выступает междисциплинарная методология, позволяющая синтезировать подходы, свойственные различным социально-гуманитарным наукам. При описании образовательных практик применялись методы сравнительно-сопоставительного анализа, систематизации и классификации. Результаты. Определено, что сегодня происходит смена образовательных парадигм: «возвращение» религиозной составляющей в образование рассматривается как попытка задать образованию новую систему координат в единстве горизонтальных (институциональных) и вертикальных (смыслообразующих) векторов. Авторы определяют сущность теологического образования в широком (формирование ценностно-смысловой основы) и узком (процесс и результат реализации ценностных установок в образовательной практике) смысле. Раскрывают его специфику в профессиональном и общем образовании. Изменения в образовательных практиках последних нескольких десятилетий коснулись просветительской деятельности в сфере религии, что потребовало анализа понятия «теологическое просвещение» и определение его перспектив в условиях цифрового общества. Авторы описывают принципы, условия и направления реализации теологического просвещения. Научная новизна. В работе проведен терминологический анализ относительно новых для педагогической науки категорий «теологическое образование» и «теологическое просвещение». Практическая значимость. Представленные в исследовании выводы о возможностях теологического образования и теологического просвещения могут представлять интерес для разработчиков и организаторов образовательных программ религиозной направленности.ru
dc.description.sponsorshipThe current research was financially supported by the Russian Foundation for Basic Research (RFBR) within project № 21-011-44091\21 “Theological Education in Digital Culture”.en
dc.description.sponsorshipИсследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 21-011-44091\21 «Теологическое образование в условиях цифровой культуры».ru
dc.format.mimetypeapplication/pdfen
dc.language.isoruen
dc.publisherРоссийский государственный профессионально-педагогический университетru
dc.relation.ispartofОбразование и наука. 2022. № 8ru
dc.rightsinfo:eu-repo/semantics/openAccessen
dc.rightsАвторы, публикующие статьи в данном журнале, соглашаются на следующее: Авторы сохраняют за собой авторские права и предоставляют журналу право первой публикации работы, которая по истечении 6 месяцев после публикации автоматически лицензируется на условиях Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим распространять данную работу с обязательным сохранением ссылок на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале. Авторы имеют право размещать их работу в сети Интернет (например в институтском хранилище или персональном сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению и большему количеству ссылок на данную работу (См. The Effect of Open Access).ru
dc.subjectTHEOLOGYen
dc.subjectTHEOLOGICAL EDUCATIONen
dc.subjectTHEOLOGICAL ENLIGHTENMENTen
dc.subjectIDEOLOGICAL FOUNDATIONSen
dc.subjectVALUE-SEMANTIC FOUNDATIONSen
dc.subjectMEDIA PRACTICESen
dc.subjectТЕОЛОГИЯru
dc.subjectТЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕru
dc.subjectТЕОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕru
dc.subjectМИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ОСНОВЫru
dc.subjectЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ОСНОВЫru
dc.subjectМЕДИАПРАКТИКИru
dc.titleТеологическое образование и теологическое просвещение в современной России: концептуализация, направленность и перспективы развитияru
dc.title.alternativeTheological education and theological enlightenment in modern Russia: Conceptualisation, orientation and development prospectsen
dc.typeArticleen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/articleen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/publishedVersionen
dcterms.audienceOtheren
dcterms.audienceParents and Familiesen
dcterms.audienceResearchersen
dcterms.audienceSchool Support Staffen
dcterms.audienceStudentsen
dcterms.audienceTeachersen
local.description.firstpage11-
local.description.lastpage32-
local.issue8-
local.volume24-
local.identifier.doi10.17853/1994-5639-2022-8-11-32-
local.identifier.scopus85144428618-
local.identifier.eid2-s2.0-85144428618-
local.identifier.otherWOS:000876875500001wos
local.identifier.wos000876875500001-
local.fund.rffi21-011-44091\21-
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
edscience_2022_08_002.pdf392,68 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.