Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/42279
Полная запись метаданных
Поле DCЗначениеЯзык
dc.contributor.authorShamionov, R. M.en
dc.contributor.authorGrigorieva, M. V.en
dc.contributor.authorGrinina, E. S.en
dc.contributor.authorSozonnik, A. V.en
dc.contributor.authorШамионов, Р. М.ru
dc.contributor.authorГригорьева, М. В.ru
dc.contributor.authorГринина, Е. С.ru
dc.contributor.authorСозонник, А. В.ru
dc.date.accessioned2023-02-13T08:40:11Z-
dc.date.available2023-02-13T08:40:11Z-
dc.date.issued2022-12-
dc.identifier.citationШамионов, Р. М. Характеристики школьного благополучия и тревожности подростков с ограниченными возможностями здоровья / Р. М. Шамионов, М. В. Григорьева, Е. С. Гринина, А. В. Созонник // Образование и наука. — 2022. — № 10. — С. 165-199. — DOI: 10.17853/1994-5639-2022-10-165-199.ru
dc.identifier.issn2310-5828-
dc.identifier.issn1994-5639-
dc.identifier.otherhttps://www.edscience.ru/jour/article/view/2965en
dc.identifier.urihttps://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/42279-
dc.description.abstractIntroduction. The study of the problem of school well-being and anxiety of adolescents with and without disabilities is of fundamental importance for the psychological support of the process of academic adaptation. Aim. The present research aimed to conduct a comparative analysis of the characteristics of school well-being and school anxiety as the main indicators of academic adaptation of young adolescent schoolchildren with disabilities. Methodology and research methods. The authors used a questionnaire aimed at identifying the main demographic indicators; the Phillips test aimed at assessing the main indicators of school anxiety: general anxiety, social stress, frustration of success, fear of self-expression, fear of testing knowledge, fear of not meeting expectations, low resistance to stress, problems in relationships with teachers; original scales for assessing indicators of school well-being, including the areas of relationships with classmates and teachers, self-assessment of educational activities, educational motivation, self-regulation of emotional states. The use of the subject approach in the study allowed the authors to identify the subject (emotional-regulatory) factors of school well-being and to determine the ways of psychological support for the academic adaptation of adolescents with disabilities. The study involved 120 primary young adolescent schoolchildren (46.7% girls, 53.3% boys) enrolled in general education schools and in schools that offer adaptive learning programmes. Results. The authors found out that well-being indicators, which characterise interpersonal relationships, satisfaction with learning, and motivation for achievements, unpleasant physical sensations, are higher in adolescents with disabilities. The ability to be insistive and to have a differentiated attitude to lessons is an external negative motivation for learning in relatively healthy adolescents. Higher indicators of school anxiety of relatively healthy students reflect increased psychological tension in the conditions of general education schools and there is the need for special organisational and content changes in schools to create a real inclusive environment. The confirmatory model of school well-being indicators reflects three important aspects of it: “Self-organisation based on reflection”, “Ability to emotional self-regulation” and “Positive school motivation”. Practical significance of the current research lies in the possibility of using its results to optimise the process of academic adaptation of adolescents and to specify the principles of inclusive education in accordance with the specifics of adolescents’ school well-being and school anxiety.en
dc.description.abstractИзучение проблемы школьного благополучия и тревожности подростков с ограниченными возможностями здоровья имеет принципиальное значение для психологического сопровождения процесса академической адаптации. Цель исследования – провести сравнительный анализ характеристик школьного благополучия и школьной тревожности как основных показателей академической адаптации школьников младшего подросткового возраста с ограниченными возможностями здоровья. Методология и методы исследования. В исследовании использованы анкета на выявление главных демографических показателей; тест Филлипса, направленный на оценку основных показателей школьной тревожности: общей тревожности, социального стресса, фрустрации успеха, страха самовыражения, страха проверки знаний, страха не соответствовать ожиданиям, низкой сопротивляемости стрессу, проблем в отношениях с учителями; оригинальные шкалы на оценку показателей школьного благополучия, включая сферы взаимоотношений с одноклассниками и учителями, самооценки учебной деятельности, учебной мотивации, саморегуляции эмоциональных состояний. Применение субъектного подхода в исследовании позволило выявить субъектные (эмоционально-регулятивные) факторы школьного благополучия и определить пути психологического сопровождения академической адаптации подростков с ограниченными возможностями здоровья. В исследовании приняли участие 120 школьников младшего подросткового возраста обоего пола (46,7 % девочек, 53,3 % мальчиков), обучающихся в общеобразовательных школах и в школах с применением адаптированных образовательных программ. Результаты. Установлено, что показатели благополучия, характеризующие межличностные отношения, удовлетворенность учебой, и мотивация достижений, неприятные физические ощущения выше у подростков с ограниченными возможностями здоровья, а способность настоять на своем и дифференцированное отношение к урокам, внешняя отрицательная мотивация учения – у условно здоровых подростков. Более высокие показатели школьной тревожности здоровых обучающихся отражают повышенную психологическую напряженность в общеобразовательной школе и необходимость специальных организационных и содержательных изменений в них для создания реальной инклюзивной среды. Конфирматорная модель показателей школьного благополучия отражает три важные его стороны: «Самоорганизация на основе рефлексии», «Способность к эмоциональной саморегуляции» и «Позитивная школьная мотивация». Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов для оптимизации процесса академической адаптации подростков и конкретизации принципов инклюзивного образования в соответствии со спецификой их школьного благополучия и тревожности.ru
dc.description.sponsorshipThe research was supported by the Ministry of Education and Science of the Russian Federation as part of the state task on the topic “Academic Adaptation of Persons with Disabilities” (project No. FSRR-2020-0003).en
dc.description.sponsorshipРабота выполнена при поддержке Минобрнауки России в рамках реализации государственного задания по теме «Академическая адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья» (проект № FSRR-2020-0003).ru
dc.format.mimetypeapplication/pdfen
dc.language.isoruen
dc.publisherРоссийский государственный профессионально-педагогический университетru
dc.relation.ispartofОбразование и наука. 2022. № 10ru
dc.rightsinfo:eu-repo/semantics/openAccessen
dc.rightsАвторы, публикующие статьи в данном журнале, соглашаются на следующее: Авторы сохраняют за собой авторские права и предоставляют журналу право первой публикации работы, которая по истечении 6 месяцев после публикации автоматически лицензируется на условиях Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим распространять данную работу с обязательным сохранением ссылок на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале. Авторы имеют право размещать их работу в сети Интернет (например в институтском хранилище или персональном сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению и большему количеству ссылок на данную работу (См. The Effect of Open Access).ru
dc.sourceОбразование и наукаru
dc.subjectADOLESCENTen
dc.subjectDISABILITIESen
dc.subjectSCHOOL WELL-BEINGen
dc.subjectSCHOOL ANXIETYen
dc.subjectINCLUSIONen
dc.subjectПОДРОСТОКru
dc.subjectОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯru
dc.subjectШКОЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕru
dc.subjectШКОЛЬНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬru
dc.subjectИНКЛЮЗИЯru
dc.titleХарактеристики школьного благополучия и тревожности подростков с ограниченными возможностями здоровьяru
dc.title.alternativeCharacteristics of school well-being and anxiety in adolescents with disabilitiesen
dc.typeArticleen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/articleen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/publishedVersionen
dcterms.audienceOtheren
dcterms.audienceParents and Familiesen
dcterms.audienceResearchersen
dcterms.audienceSchool Support Staffen
dcterms.audienceStudentsen
dcterms.audienceTeachersen
local.description.firstpage165-
local.description.lastpage199-
local.issue10-
local.volume24-
local.identifier.doi10.17853/1994-5639-2022-10-165-199-
local.identifier.scopus85147741494-
local.identifier.eid2-s2.0-85147741494-
local.identifier.otherWOS:001075048000006wos
local.identifier.wos001075048000006-
local.identifier.rsi49912024-
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
edscience_2022_10_007.pdf638,43 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.