Please use this identifier to cite or link to this item: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/10863
Title: Сопротивление инновациям: сущность, способы профилактики и преодоления
Other Titles: Resistance to innovation: essence, preventive measures and ways out
Authors: Zagvyazinsky, V. I.
Strokova, T. A.
Загвязинский, В. И.
Строкова, Т. А.
Issue Date: 2014-03
Publisher: Российский государственный профессионально-педагогический университет
Citation: Загвязинский, В. И. Сопротивление инновациям: сущность, способы профилактики и преодоления / В. И. Загвязинский, Т. А. Строкова // Образование и наука. — 2014. — № 3. — С. 3-21.
Abstract: The paper raises the issue of school teachers’ resistance to innovations related to modernization procedures, updates of educational content, methods and forms. The rejection of innovations is regarded by the authors as a psychological and pedagogical phenomenon; its roots and causes being analyzed including the consequences of some ineffective, poorly developed and even harmful innovations introduced or proposed by the Russian Ministry of Education and Science. The research findings demonstrate different innovation barriers along with the resulting inner skepticism and its external manifestation. However, in spite of partially justified skepticism, the authors maintain that the firm resistance to any innovation adversely affects both the education quality and teachers’ personal and professional characteristics. In conclusion, the paper suggests some preventive measures for overcoming teachers’ resistance to positive innovations in educational practices, and describes a successful experience of one of the rural schools applying a psychological mechanism of internalization of innovations. Additionally, the role of the school principal in developing teachers’ motivation for innovations is emphasized
В статье поднимается одна из наиболее актуальных проблем современного образования – неприятие школьными учителями новаций, число которых в последнее время в связи с активизацией процессов модернизации, обновления содержания, методов и форм обучения заметно увеличилось. Инновационное сопротивление рассматривается авторами как психологическое и педагогическое явление. Вскрываются истоки и причины отторжения нового в образовании, среди которых на первом месте обилие малоэффективных, плохо подготовленных, непродуманных, а нередко просто вредных, ложных новаций, объясняющихся не заботой о качестве образования, а экономическими соображениями или карьерной активностью некоторых чиновников. Прогнозируются возможные негативные последствия реализации некоторых новшеств, уже внедренных в практику или недавно обнародованных Министерством образования и науки РФ. Описываются различные виды инновационных барьеров, обусловленные ими формы внутреннего переживания и внешних протестов учителей. Несмотря на частично оправданный скепсис педагогов, утверждается, что стойкое игнорирование любых изменений, в том числе позитивных, отрицательно сказывается на качестве обучения, на личности и уровне профессионализма самих учителей. Предлагаются меры профилактики сопротивления прогрессивным нововведениям в образовательную практику. Излагается опыт преодоления недоверия учителей к новациям в одной из сельских школ, где удалось добиться прекрасных результатов во многом благодаря использованию психологического механизма интериоризации продуктивных новаций. Показана роль директора школы в формировании у членов педагогического коллектива инновационной мотивации и организации инновационного процесса. В заключение статьи перечисляются необходимые действия, которые обеспечат успешное продвижение инноваций в образовательную практику
Keywords: TRUE AND FALSE INNOVATIONS
RESISTANCE TO INNOVATIONS
ROOTS AND CAUSES OF RESISTANCE
INTERNALIZATION MECHANISM
ИСТИННЫЕ И ЛОЖНЫЕ НОВОВВЕДЕНИЯ
СОПРОТИВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМ
МЕХАНИЗМ ИНТЕРИОРИЗАЦИИ
ПРИЧИНЫ СОПРОТИВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМ
ISSN: 2310-5828
1994-5639
Origin: Образование и наука. 2014. №3
Appears in Collections:Образование и наука

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
edscience_2014_3_112_002.pdf356,46 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.