Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/13436
Название: Рефлексия социальных норм как условие успешной социализации детей с высоким креативным потенциалом
Другие названия: Reflection of the social standards as a condition of a successful socialization of the children with a high creative potential
Автор: Leutina, A. L.
Леутина, А. Л.
Дата публикации: 2015
Издатель: Российский государственный профессионально-педагогический университет
Библиографическое описание: Леутина, А. Л. Рефлексия социальных норм как условие успешной социализации детей с высоким креативным потенциалом / А. Л. Леутина // Образование и наука. — 2015. — № 5. — С. 26-38.
Аннотация: The aim of this article is to study the problem of reflection of social norms and its impact on the process of socialization of children with a high creative potential. Methods. Processes of socialization and reflection of social norms are considered in this article on the basis of the methodology of the system and mental activity analysis developed by G. P. Schedrovitsky, the founder of the Moscow Methodological Study Group. The article provides the comparative analysis of the adaptation and activity approach to socialization of children with a high creative potential according to such parameters as the object, socialization mechanisms, characteristics of social norms, social controls, personal controls, personal qualities, level of social mobility, and nature of the process of socialization.Results and scientific novelty. The author puts forward the thesis about irrational character and «off-limits» of judgements of the majority of social norms in a modern society, and shows distinction of social and personal regulators of a reflection of these norms. One of the main conclusions is the following: rationalisation and reflection of social norms are the important conditions of social dynamics and social development.It has been found that unconscious personal acceptance of social norms that is typical of the adaptation approach leads to two opposite results: 1) successful adaptation due to uncritical acceptance of social norms by the child, which leads to decrease in the diversity of ways of activity and specificity of its products, and, as a result, failure to realize the creative potential; 2) desocialization of the child in case of keeping the level of creative abilities and the possibility of its realization.The activity approach which is based on reflexive mechanisms represents absolutely different methodological opportunities for solving the problem of socialization of children with a high creative potential. The activity approach contributes to the instrumental attitude of the individual to the process of social interaction, process of autonomy and preserving the personal identity of the human being due to the possibility of establishing this interaction and reconstructing the social norm in a group. Practical significance. The approaches to socialization provided in the article can help practicing teachers to organize their work more effectively, efficiently and qualitatively
Статья посвящена проблеме рефлексии социальных норм и влиянию наличия/отсутствия данной рефлексии на процесс социализации детей с высоким креативным потенциалом. Методы и методология. Процессы социализации и рефлексии социальных норм рассматриваются на основе методологии системно-мыследеятельного анализа, разработанного основателем Московского методологического кружка Г. П. Щедровицким. Сравнительный анализ адаптационного и деятельностного подходов к социализации детей с высоким творческим потенциалом проводится по таким параметрам, как объект, механизмы социализации, характеристики социальных норм, социальные регуляторы, личностные регуляторы, личностные качества, уровень социальной мобильности и характер процесса социализации. Результаты и научная новизна. Автор выдвигает тезис об иррациональном характере и «табуированности» осмысления большинства социальных норм в современном обществе и показывает различие социальных и личностных регуляторов рефлексии этих норм. Один из главных выводов работы сводится к следующему: рационализация и рефлексия социальных норм являются важными условиями социальной динамики и социального развития. Установлено, что неосознанное принятие личностью социальных норм, характерное для адаптационного подхода к воспитанию, приводит к двум противоположным результатам: 1) успешной социализации за счет некритического принятия ребенком социальных норм, но уменьшению разнообразия способов деятельности и нестандартности ее продуктов и, как следствие, к нереализации креативного потенциала; 2) десоциализации ребенка при условии сохранения уровня креативных способностей и возможности их реализации. Принципиально другие методологические возможности для решения проблемы социализации детей с высоким креативным потенциалом предоставляет деятельностный подход к образованию, основывающийся на рефлексивных механизмах. Данный подход способствует формированию инструментального отношения личности к процессу социального взаимодействия, автономизации и сохранению личностной идентичности человека за счет возможности конструирования этого взаимодействия и реконструкции социальной нормы в группе. Практическая значимость. Представленные в статье подходы к социализации помогут педагогам-практикам более эффективно и качественно организовать свою работу
Ключевые слова: CREATIVITY
SOCIALIZATION
SOCIAL STANDARDS
REFLECTION
ADAPTIVE APPROACH
ACTIVITY APPROACH
КРЕАТИВНОСТЬ
СОЦИАЛИЗАЦИЯ
СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ
РЕФЛЕКСИЯ
АДАПТАЦИОННЫЙ ПОДХОД
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД
ISSN: 2310-5828
1994-5639
Источники: Образование и наука № 5 (2015)
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
edscience_2015_5_124_004.pdf529,67 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.