Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/29469
Название: Об особенностях процессов формирования способностей (специальных компетенций)
Другие названия: THE FEATURES OF PROCESSES OF SKILLS (SPECIAL COMPETENCIES) FORMATION
Автор: Pechnikov, A. N.
Prenzov, A. V.
Mashoshina, A. A.
Печников, А. Н.
Прензов, А. В.
Машошина, А. А.
Дата публикации: 2018-02
Издатель: Российский государственный профессионально-педагогический университет
Библиографическое описание: Печников, А. Н. Об особенностях процессов формирования способностей (специальных компетенций) / А. Н. Печников, А. В. Прензов, А. А. Машошина // Образование и наука. — 2018. — № 1. — С. 9-53.
Аннотация: Introduction. The present article continues a series of the authors’ publications devoted to key problems of a modern educational process organization and ensuring its efficiency. A starting point of the latest investigation stage has been a gap between the available models of formation and diagnostics of special competencies and the tasks for predicting a degree of success of development student’s skills in order to take adequate decisions on managing the process. The aim of the article is justification of a new methodological approach to formation of skills (special competencies) of students.Methodology and research methods. The methods of analysis and synthesis; fundamental principles of didactics, qualimetry, the efficiency theory and the decision-making theory were used.Results and scientific novelty. The theoretical bases of evaluation procedures of pupils’ skills created during training are stated. Reference points for the choice of learning process characteristics are designated; by following those characteristics it is possible to provide better development of skills. The tasks of analysis of the studied problem, information acquisition and modeling of the “situation mechanism” of special competencies formation are considered. It is proved that for educational process management optimization it is necessary to evaluate not only its result, but also its quality process, as well its quality system that provides the organization process. The combination of factors to exert the dominating influence over educational process effectiveness are singled out: a type of the applied pedagogical influence; a type of the realized didactic system; a set of personal trainee characteristics which include levels of his/her educational motivation, learning ability, creativity and enables to model and predict training results. It is shown that each of possible combinations of the leading factors represents separate version of a solution to the problem of the students’ skills formation process. The conclusion is drawn that these particular options have to make an initial set of alternatives for the educational process organization. Practical significance. This work has revealed basic features of variable processes for formation of skills (special competencies) of students to create correct, exact and reliable tools for measurement of learning outcomes.
Введение. Статья продолжает серию публикаций, в которых авторы обсуждают ключевые проблемы организации современного образовательного процесса и обеспечения его продуктивности. Исходной точкой очередного этапа исследования явилось несоответствие имеющихся моделей формирования и диагностики специальных компетенций задачам прогнозирования степени успешности развития способностей обучающихся и принятия в соответствии с этим прогнозом адекватных решений по управлению данным процессом. Цель публикации – обоснование нового методологического подхода к формированию способностей (специальных компетенций) обучающихся. Методы. В работе были задействованы методы анализа и синтеза, основные положения дидактики, квалиметрии, теории эффективности и теории принятия решений. Результаты и научная новизна. Изложены теоретические основания процедур оценивания сформированных в ходе обучения способностей учащихся. Обозначены ориентиры выбора характеристик процесса обучения, следование которым делает возможным более качественное развитие этих способностей. Рассмотрены задачи анализа проблемы, получения информации и моделирования «механизма ситуации» формирования специальных компетенций. Доказывается, что для оптимизации управления процессом обучения нужно оценивать не только его результат, но и качество самого процесса, а также качество системы, реализующей этот процесс. Выделена совокупность факторов, оказывающих доминирующее влияние на результативность образовательного процесса: вид применяемого обучающего воздействия; вид реализуемой дидактической системы; совокупность личностных характеристик обучаемого, которая включает уровни его учебной мотивации, обучаемости, креативности и позволяет моделировать и прогнозировать результаты обучения. Показано, что каждое из возможных сочетаний ведущих факторов представляет собой отдельный вариант решения задачи формирования способностей обучающихся. Сделан вывод о том, что именно эти варианты и должны составлять исходное множество альтернатив организации учебного процесса. Практическая значимость представленного в статье исследования заключается в вычленении базовых характеристик вариативных процессов развития способностей (специальных компетенций) обучающихся для создания корректного, точного и надежного инструментария измерения результатов обучения.
Ключевые слова: GENERAL AND SPECIAL SKILLS
SPECIAL COMPETENCY
DIDACTIC SYSTEM
LEVEL OF LEARNING
LEARNING
LEARNING MOTIVATION
CREATIVITY
ОБЩИЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ
СПЕЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ
ДИДАКТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
УРОВЕНЬ УСВОЕНИЯ
ОБУЧАЕМОСТЬ
УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ
КРЕАТИВНОСТЬ
ISSN: 2310-5828
1994-5639
DOI: 10.17853/1994-5639-2018-1-9-53
SCOPUS: 85062558226
WoS: 000461119600001
Источники: Образование и наука. 2018. №1
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
edscience_2018_1_003.pdf884,12 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.