Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/29549
Название: Профессиональное самоопределение старшеклассников как общественная проблема
Другие названия: HIGH SCHOOL STUDENTS’ PROFESSIONAL SELFDETERMINATION AS A SOCIAL PROBLEM
Автор: Kasyanova, T. I.
Maltsev, A. V.
Shkurin, D. V.
Касьянова, Т. И.
Мальцев, А. В.
Шкурин, Д. В.
Дата публикации: 2018-09
Издатель: Российский государственный профессионально-педагогический университет
Библиографическое описание: Касьянова, Т. И. Профессиональное самоопределение старшеклассников как общественная проблема / Т. И. Касьянова, А. В. Мальцев, Д. В. Шкурин // Образование и наука. — 2018. — № 7. — С. 168-187.
Аннотация: Introduction. Nowadays, professional self-determination is recognized to be a significant component of education. In a rapidly changing post-industrial society, professional self-determination turns into the continuous process of forming the professional trajectory by the individual based on the available personal opportunities and requirements. To enhance the effectiveness of this process, a person who is going to enter adulthood needs assistance not only in the choice of profession, but also in search of resources for development and implementation of own educational and professional scenario which is adequate to modern realities and challenges, as well as training in independent use of these resources. In this regard, one of the main priorities of schools is to provide support to students in their professional self-determination and the help in stage-by-stage making decisions on continuation of education and further professionalization. The aim of the present research is an assessment of the state of psycho-pedagogical support for the professional self-determination of students in a modern Russian public school. Methodology and research methods. The methodological framework was the set of competency-based, practice-focused and subject approaches with the position that professional self-determination is a cross-disciplinary continuous social phenomenon. A theoretical part of the research was “The concept of maintenance of professional self-determination of students in the conditions of continuing education”. Face-to-face and online questionnaires of teachers and parents were the leading methods of a practical part of the research. The Vortex program was used to process the data obtained using methods of mathematical statistics. Results and scientific novelty. The system of school education does not cope with the vocational-oriented education duty. Based on the review of scientific and sociological sources, the authors identified the problems which do not allow optimizing vocational-oriented work at school level. The authors examined the opinions of teachers and parents of Yekaterinburg school students. The questions dealt with the process of organizing the assistance for professional self-determination of children and teenagers, and the degree of respondents’ participation in this process. The authors concluded that most of teachers and parents suggest that vocational-oriented events should be held regularly since the 7–8th grades. The overwhelming number of respondents believe that acquisition of knowledge about the world of the professions and skills is additional, but it can be involved into the study load for the fullest self-realization of a child in the future. From the point of view of parents, the most popular professions among school students were revealed and ranged. The respondents’ estimates of a contribution to professional selfdetermination of pupils of additional professional education, socially useful labour and volunteering were analyzed. Factors and prerequisites of effective vocationaloriented work were highlighted. In particular, vocational-oriented work can be successful only in case parents of students are engaged members of the process. Practical significance. The materials, conclusions and recommendations of the research can be used to enhance vocational-oriented work among teenagers and students. 
Введение. Профессиональное самоопределение в настоящее время признается значимой составляющей образования. В быстро меняющемся постиндустриальном обществе оно превращается в непрерывный процесс выстраивания индивидом, исходя из имеющихся личных возможностей и потребностей, своей профессиональной траектории. Для повышения результативности данного процесса человеку, особенно только собирающемуся вступать во взрослую жизнь, требуется содействие не только в выборе профессии, но и в поиске ресурсов для разработки и реализации адекватного реалиям собственного образовательно-профессионального сценария, а также в обучении самостоятельному использованию этих ресурсов. В связи с этим одними из главных задач школы становятся оказание поддержки обучающимся в профессиональном самоопределении и помощи в поэтапном принятии решений о продолжении образования и дальнейшей профессионализации. Цель представленного в статье социологического исследования – оценка состояния психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся в современной российской общеобразовательной школе. Методология и методы. Методологической базой работы послужила совокупность компетентностного, практико-ориентированного и субъектного подходов, с позиций которых профессиональное самоопределение рассматривается как междисциплинарное непрерывное социальное явление. Теоретическая часть изыскания осуществлялась с опорой на «Концепцию сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывного образования». Ведущими методами практической части исследования были очный и дистанционный анкетные опросы учителей и родителей. Полученные данные обрабатывались методами математической статистики с помощью программы «Vortex», предназначенной для анализа социологической и маркетинговой информации. Результаты и научная новизна. Констатируется, что система школьного образования перестала справляться со своей профориентационной функцией. На основе обзора научных и социологических источников указаны проблемы, не позволяющие оптимизировать профориентационную работу на уровне школы. Изучены мнения учителей и родителей школьников г. Екатеринбурга по поводу организации процесса сопровождения профессионального самоопределения детей и подростков и степень участия респондентов в этом процессе. Установлено, что большинство педагогов и родителей считает, что профориентационные мероприятия следует регулярно проводить начиная с 7–8-х классов. Подавляющее число участников опросов полагает приобретение знаний о мире профессий и навыков, находящихся вне рамок обязательной образовательной программы, дополнительной, но необходимой нагрузкой для наиболее полной самореализации ребенка в будущем. Выявлены и ранжированы, с точки зрения родителей, самые популярные среди школьников профессии. Проанализированы данные респондентами оценки вклада в профессиональное самоопределение учащихся дополнительного профессионального образования, занятий общественно-полезным трудом и волонтерством. Обозначены факторы и предпосылки эффективной профориентационной работы. В частности, утверждается, что она может быть успешной лишь в том случае, если родители обучающихся являются ее полноправными субъектами. Практическая значимость. Материалы публикации, выводы авторов и сформулированные ими рекомендации могут быть использованы для совершенствования профориентационной работы среди подростков и учащейся молодежи. 
Ключевые слова: TEACHER
PARENTS
PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION
POPULAR PROFESSIONS
COMPLEMENTARY SKILLS
УЧИТЕЛЬ
РОДИТЕЛИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
ПОПУЛЯРНЫЕ ПРОФЕССИИ
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ НАВЫКИ
ISSN: 2310-5828
1994-5639
DOI: 10.17853/1994-5639-2018-7-168-187
SCOPUS: 85063344461
WoS: 000461121300008
Источники: Образование и наука. 2018. №7
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
edscience_2018_7_010.pdf328,1 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.