Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/43352
Название: Interdisciplinary communicative competence: From conceptualising to operationalising
Другие названия: Междисциплинарная коммуникативная компетенция: концептуализация и практическое применение
Автор: Martynova, T. A.
Gilenko, E. V.
Kitaeva, E. M.
Bondar, V. A.
Orlova, E. V.
Drozdova, N. P.
Cherenkov, V. I.
Мартынова, Т. А.
Гиленко, Е. В.
Китаева, Е. М.
Бондарь, В. А.
Орлова, Е. В.
Дроздова, Н. П.
Черенков, В. И.
Дата публикации: 2023-04
Издатель: Российский государственный профессионально-педагогический университет
Библиографическое описание: Interdisciplinary communicative competence: From conceptualising to operationalising / T. A. Martynova, E. V. Gilenko, E. M. Kitaeva, V. A. Bondar, E. V. Orlova, N. P. Drozdova, V. I. Cherenkov // Образование и наука. — 2023. — № 4. — С. 12-36. — DOI: 10.17853/1994-5639-2023-4-12-36
Аннотация: Introduction. Communication complexities which often occur in interdisciplinary work gave rise to the studies on teaching interdisciplinary communication. A growing need to provide pedagogical solutions to facilitate teaching interdisciplinary communication stimulated the research into language as a social practice to better understand communication process for interdisciplinary purposes. Aim. This exploratory study investigates the concept of interdisciplinary communicative competence and proposes a framework of interdisciplinary communicative competence with the focus on three underlying components: knowledge, skills, and personal attributes of interdisciplinary team members. Methodology and research methods. Qualitative and quantitative methods were used. The data obtained from 24 in-depth semi-structured interviews with five groups of higher education stakeholders (employers, academic directors of the programmes, professors, students, and alumni) revealed the existing interdisciplinary practices in the university and cross-functional practices in the companies. The proposed framework was empirically tested using an online survey with 139 responses from professors, students, and employers. The data processing techniques included the use of Kendall’s concordance coefficient, Cronbach’s alpha, and the principal component analysis. Results. The study presents the authors’ conceptualisation of interdisciplinary communicative competence and its framework as the result of the literature analysis and the empirical research. The findings provided evidence on the importance of language skills for effective interdisciplinary communication as perceived by 5 groups of respondents. The choice of language skills as a basic component of interdisciplinary communicative competence is justified. Scientific novelty. The study contributes to the conceptualisation of a framework of interdisciplinary communicative competence. The elements of the framework are identified and their relevance is empirically tested. Practical significance. The results of the empirical part of the study can be applied in the design of interdisciplinary learning process in higher education, for example, in the design of interdisciplinary courses, and teaching materials.
Введение. Междисциплинарная академическая деятельность сопряжена с рядом сложностей, которые возникают в процессе коммуникации у участников взаимодействия. В настоящее время возрастает интерес исследователей к изучению данной темы в связи с необходимостью обеспечить процесс междисциплинарного обучения дидактическими средствами и методическими материалами. Не менее актуальным становится изучение вопроса использования языка участниками междисциплинарного общения. Цель работы – на основе теоретических и практических исследований сформулировать концепт «междисциплинарная коммуникативная компетенция» и разработать модель данной компетенции. Методология, методы и методики. В ходе работы были использованы количественные и качественные методы исследования. Полученные данные в результате проведения 24 полуструктурированных интервью среди представителей пяти групп респондентов, заинтересованных в образовательном процессе в вузе (работодателей, академических директоров программ, преподавателей, студентов и выпускников), позволили выявить их отношение к междисциплинарному подходу в обучении и преподавании в университете, а также понять особенности кросс-функционального общения в компаниях. Разработанная авторами статьи модель междисциплинарной коммуникативной компетенции была апробирована путем проведения онлайн-опроса среди преподавателей, студентов и работодателей. Обработка данных (139 ответов) проводилась с использованием современных количественных методов. Результаты. В результате исследования был сформулирован концепт междисциплинарной коммуникативной компетенции и разработана модель данной компетенции, которая включает три компонента: (1) знание функционального использования языка и когнитивные навыки осуществления междисциплинарной деятельности, (2) речевые умения и навыки, (3) личностные качества участников междисциплинарной команды. Анализ данных, полученных в ходе 24 глубинных интервью и опроса 134 респондентов, выявил необходимость и целесообразность формирования междисциплинарной коммуникативной компетенции у всех участников образовательного процесса для осуществления эффективной коммуникации. В структуре модели междисциплинарной коммуникативной компетенции все группы респондентов отметили приоритет формирования речевых умений и навыков участников междисциплинарной команды, что подтверждает обоснованность выбора данных элементов в качестве ведущего компонента в структуре модели междисциплинарной коммуникативной компетенции. Научная новизна. Настоящая работа вносит вклад в разработку концепта «междисциплинарная коммуникативная компетенция» и предлагает модель междисциплинарной коммуникативной компетенции с опорой на эмпирические данные, полученные в ходе интервью и опроса. Практическая значимость. Результаты исследования могут найти практическое применение в разработке программ междисциплинарных курсов и учебных материалов для обучения в вузе.
Ключевые слова: INTERDISCIPLINARY COMMUNICATION
INTERDISCIPLINARY COMMUNICATIVE COMPETENCE
LANGUAGE SKILLS
KNOWLEDGE OF LANGUAGE
INTERDISCIPLINARY THINKING
PERSONAL ATTRIBUTES
INTERDISCIPLINARY TEAM MEMBERS
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ
РЕЧЕВЫЕ НАВЫКИ И УМЕНИЯ
КОГНИТИВНЫЕ НАВЫКИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА УЧАСТНИКОВ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ОБЩЕНИЯ
ISSN: 2310-5828
1994-5639
DOI: 10.17853/1994-5639-2023-4-12-36
Сведения о поддержке: Исследование выполнено при поддержке гранта Санкт-Петербургского государственного университета (проект № 60419425).
The research was supported by St. Petersburg State University, Russia (Grant Agreement No. 60419425).
Источники: Образование и наука. 2023. № 4
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
edscience_2023_04_002.pdf753,34 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.