Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/44065
Название: Публикационная активность студентов российских вузов
Другие названия: Publication activity of Russian university students
Автор: Шаброва, Н. В.
Амбарова, П. А.
Shabrova, N. V.
Ambarova, P. A.
Дата публикации: 2023-11
Издатель: Российский государственный профессионально-педагогический университет
Библиографическое описание: Шаброва, Н. В. Публикационная активность студентов российских вузов / Н. В. Шаброва, П. А. Амбарова // Образование и наука. — 2023. — № 9. — С. 171–196. — DOI: 10.17853/1994-5639-2023-9-171-196.
Аннотация: Introduction. An investigation of student publication activity is an important element of the study of their research culture. The authors’ attention is focused on student publications in highly ranked journals reflecting the involvement of students in “adult” university science and making a serious contribution to it. A research on student publication activity is attracting considerable interest due to its significance for university scientific and educational practices, whereas this issue is not closely examined in theoretical and empirical terms. Aim. The present paper aims to consider the features of the publication activity of students of Russian universities in the segment of highly ranked journals. It is revealed by solving the following research issues: evaluation of students’ attitude to publication activity; characterisation of quantitative indicators of students’ publication activity in highly ranked journals; identification of the specifics of students’ publication activity depending on belonging to different fields of scientific knowledge, level of training and other indicators. Methodology and research methods. The article presents the results of an empirical study conducted in 2023 using the methods of an online survey of students of Russian universities localised in all federal districts (n = 3032 people), as well as applying content analysis of highly rated journals (indexed in RSCI, WoS, Scopus). The results and conclusions of the authors’ research are compared with Russian and foreign studies on similar topics. Results. The main results of the study are the characteristics of the place of publication activity in the general structure of students’ research activities. Despite the fact that the preparation of articles is one of the most popular forms of research, it is shown that a small number of students are involved in youth science on a permanent basis. It is concluded that the authors of publications in highly ranked journals represent a special group of students, distinguished by cognitive and motivational readiness for such activities. The article presents the features of the publication activity of a selected group of students: gender asymmetry (predominance of female students among authors); multiple authorship; an increase in the degree of publication activity from junior to senior courses, from bachelor’s degree (specialty) to master’s degree. The question of the ethical side of student publications is discussed. It is justified as a promising area of research. Various factors of success of student publications in the segment of highly ranked journals are discussed. The factors are as follows: involvement in research practices on a regular basis, the presence of a scientific mentor. In conclusion, the possibilities of using various theoretical frameworks for interpreting the publication activity of students are considered. Scientific novelty of the research consists in the introduction into scientific circulation of new empirical data representing the all-Russian situation with the publication activity of students of the first two levels of education (bachelor’s/specialist’s and master’s degree), as well as their interpretation in a comparative perspective with foreign studies. Practical significance of the article is the possibility of using the results and conclusions of the current study in the development of university programmes for involving students in research and scientific mentoring.
Введение. Исследование публикационной активности студентов выступает важным элементом изучения их научно-исследовательской культуры. Внимание авторов сосредоточено на студенческих публикациях в отечественных высокорейтинговых журналах, отражающих включенность обучающихся во «взрослую» вузовскую науку и вносящих в нее серьезный вклад. Актуальность изучения проблемы обусловлена ее неразработанностью как в теоретическом, так и в эмпирическом плане и одновременно значимостью для университетских научно-воспитательных практик. Цель статьи – рассмотрение особенностей публикационной активности студентов российских вузов в сегменте высокорейтинговых журналов – раскрывается посредством решением исследовательских вопросов: через изучение вовлеченности студентов в публикационную деятельность; характеристику количественных показателей публикационной активности студентов в высокорейтинговых изданиях; выявление специфики публикационной активности студентов в зависимости от принадлежности к разным областям научного знания, уровня подготовки и иных показателей. Методология, методы и методики. В статье представлены результаты эмпирического исследования, проведенного в 2023 г. с помощью методов онлайн-опроса студентов российских вузов, локализованных во всех федеральных округах (n = 3032 чел.), а также контент-анализа российских высокорейтинговых журналов (индексируемых в RSCI, WoS, Scopus). Результаты и выводы авторского исследования сопоставлены с отечественными и зарубежными исследованиями по схожей тематике. Результаты. Основными результатами исследования является характеристика места публикационной активности в общей структуре научно-исследовательской деятельности студентов. Показано, что, несмотря на то что подготовка статей – одна из самых популярных форм НИРС, небольшое число студентов вовлечено в молодежную науку на постоянной основе. Сделан вывод о том, что авторы публикаций в высокорейтинговых изданиях, представляют собой особую группу студенчества, отличающуюся когнитивной и мотивационной готовностью к подобной деятельности. В качестве результата в статье представлены такие особенности публикационной активности выделенной группы студентов, как гендерная асимметрия (преобладание среди авторов студенток), множественное авторство (большое количество авторов совместно написанной статьи), нарастание степени публикационной активности от младших курсов к старшим, от бакалавриата (специалитета) к магистратуре. Дискутируется вопрос об этической стороне студенческих публикаций. Он обосновывается как перспективное направление исследований. Обсуждаются различные факторы успешности студенческих публикаций в сегменте высокорейтинговых журналов. Среди них – включенность в практики НИР на регулярной основе, наличие научного наставника. В заключении рассматриваются возможности использования различных теоретических рамок для интерпретации публикационной активности студентов. Научная новизна исследования состоит во введении в научных оборот новых эмпирических данных, репрезентирующих общероссийскую ситуацию с публикационной активностью студентов первых двух ступеней образования (бакалавриата/специалитета и магистратуры), а также их интерпретации в сравнительной перспективе с зарубежными исследованиями. Практическое значимость статьи состоит в возможности использования результатов и выводов исследования в разработке вузовских программ вовлечения студентов в НИР и научного наставничества.
Ключевые слова: PUBLICATION ACTIVITY OF STUDENTS
HIGHLY RANKED JOURNALS
RESEARCH WORK OF STUDENTS
SCIENTIFIC MENTORING
ПУБЛИКАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ СТУДЕНТОВ
ВЫСОКОРЕЙТИНГОВЫЕ ЖУРНАЛЫ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
НАУЧНОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО
ISSN: 2310-5828
1994-5639
DOI: 10.17853/1994-5639-2023-9-171-196
Сведения о поддержке: The research was carried out at the expense of a grant from the Russian Science Foundation № 23-28-01291. https://rscf.ru/project/23-28-01291/.
Исследование выполнено за счет средств гранта Российского научного фонда № 23-28-01291. https://rscf.ru/project/23-28-01291/
Источники: Образование и наука. 2023. № 9
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
edscience_2023_09_007.pdf466,28 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.