Please use this identifier to cite or link to this item: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/10230
Title: Культура – креативная основа образования
Other Titles: Culture as a creative base of education
Authors: Goncharov, C. Z.
Гончаров, С. З.
Issue Date: 2014-02
Publisher: Российский государственный профессионально-педагогический университет
Citation: Гончаров, С. З. Культура – креативная основа образования / С. З. Гончаров // Образование и наука. — 2014. — № 2. — С. 73-84.
Abstract: The paper denotes the vital need for the human-centered pro jects of education updates and develops the idea of the culture adequacy raised by Y. V. Larin in «Education in search of the adequacy principle». The author regards culture as a creative basis for upbringing the young generation, and provides the detailed analysis of its semantic content; in his opinion, culture contains neither value neutral nor destructive connotations. The world of culture incorporates the model samples of human subjectivity, based on the main criterion of perfection. By revealing the model samples of cultural heritage to students, a teacher develops their general cultural competences and the related individual, professional and civic qualities. Consequently, the author argues that socio-economic and political problems, including the renovation of social institutions and industrial spheres, can be solved by cultivating and developing the universality and integrity of productive and creative human forces. Additionally, the paper proves the impossibility of separate development of the general cultural and professional competences in educational process 
В статье говорится об острой потребности в прорывных человекоцентричных проектах обновления образования. Развивается тема, поднятая в работе Ю. В. Ларина «Образование в поисках принципа сообразности», где в качестве ведущего принципа педагогики постнеклассического этапа выдвигается культуросообразность. Автор, в целом соглашаясь с Лариным, что именно культура есть креативная основа подготовки юного поколения к жизни, подробно анализирует смысловое наполнение этого ключевого понятия. Показано, что культура не может иметь ценностно-нейтральных, тем более деструктивных коннотаций, иначе она превращается в паракультуру. Подробно раскрывается ценностная природа культуры, которая представлена как мир эталонов-образцов человеческой субъективности и главным критерием в которой выступает совершенство. Транслируя эталоны-образцы культурного наследия, педагог развивает у своих воспитанников всеобщие по значению общекультурные способности, которые организуют все особенные (индивидуальные) проявления человека как личности, специалиста и гражданина. Обосновывается, что решение социально-экономических и политических проблем, обновление общественных институтов и сферы производства невозможно без культивирования и развития универсальности человека, целостности его продуктивно-творческих сил. Автор убежден: как невозможно разграничивать воспитание и обучение, так нельзя разъединять в образовательном процессе формирование общекультурных и профессиональных способностей; в противном случае первые делаются пустыми, а вторые – ценностно слепыми и безвдохновенными
Keywords: EDUCATION
CULTURE
PERFECTION
INTEGRITY OF PRODUCTIVE AND CREATIVE HUMAN FORCES
HUMAN UNIVERSALITY
ОБРАЗОВАНИЕ
КУЛЬТУРА
СОВЕРШЕНСТВО
ЦЕЛОСТНОСТЬ ПРОДУКТИВНО-ТВОРЧЕСКИХ СИЛ ЧЕЛОВЕКА
УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
ISSN: 2310-5828
1994-5639
Origin: Образование и наука № 2 (2014)
Appears in Collections:Образование и наука

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
edscience_2014_2_111_07.pdf664 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.