Please use this identifier to cite or link to this item: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/10853
Title: Культура – креативная основа образования (продолжение)
Other Titles: Culture as a creative base of education
Authors: Goncharov, S. Z.
Гончаров, С. З.
Issue Date: 2014-03
Publisher: Российский государственный профессионально-педагогический университет
Citation: Гончаров, С. З. Культура – креативная основа образования (продолжение) / С. З. Гончаров // Образование и наука. — 2014. — № 3. — С. 123-137.
Abstract: The paper denotes the vital need for the human-centered projects of education updates and develops the idea of the culture adequacy raised by Y. V. Larin in «Education in search of the adequacy principle». The author regards culture as a creative basis for upbringing the young generation and provides the detailed analysis of its semantic content; in his opinion, culture contains neither the value neutral nor destructive connotations. The world of culture incorporates the model samples of human subjectivity, based on the main criterion of perfection. By transmitting the model samples of cultural heritage to a student, a teacher develops the general cultural qualities of an individual, professional and citizen. Consequently, the author proves that socio-economic and political problems, including the renovation of social institutions and production spheres, can be solved by cultivating and developing the human universality and integrity of productive and creative forces. Additionally, the paper highlights the impossibility of separate fostering of the general cultural and professional qualities in educational process. In conclusion, the author emphasizes the negative consequences of implementing the Bologna process in Russian education; the criticism mainly concerns the adoption of inferior samples and standards of the western education
В статье говорится об острой потребности в прорывных человекоцентричных проектах обновления образования. Развивается тема, поднятая в работе Ю. В. Ларина «Образование в поисках принципа сообразности», где в качестве ведущего принципа педагогики постнеклассического этапа выдвигается культуросообразность. Автор, в целом соглашаясь с Лариным, что именно культура есть креативная основа подготовки юного поколения к жизни, подробно анализирует смысловое наполнение этого ключевого понятия. Показано, что культура не может иметь ценностно-нейтральных, тем более деструктивных коннотаций, иначе она превращается в паракультуру. Подробно раскрывается ценностная природа культуры, которая представлена как мир эталонов-образцов человеческой субъективности и главным критерием в которой выступает совершенство. Транслируя эталоны-образцы культурного наследия, педагог развивает у своих воспитанников всеобщие по значению общекультурные способности, которые организуют все особенные (индивидуальные) проявления человека как личности, специалиста и гражданина. Обосновывается, что решение социально-экономических и политических проблем, обновление общественных институтов и сферы производства невозможно без культивирования и развития универсальности человека, целостности его продуктивно-творческих сил. Автор убежден: как невозможно разграничивать воспитание и обучение, так нельзя разъединять в образовательном процессе формирование общекультурных и профессиональных способностей; в противном случае первые делаются пустыми, а вторые – ценностно слепыми и безвдохновенными. В заключение статьи приводится критика заимствований отечественным образованием по преимуществу худших зарубежных образцов и стандартов, описываются негативные последствия реализации Болонского процесса
Keywords: EDUCATION
CULTURE
PERFECTION
INTEGRITY OF PRODUCTIVE AND CREATIVE HUMAN FORCES
HUMAN UNIVERSALITY
ОБРАЗОВАНИЕ
КУЛЬТУРА
СОВЕРШЕНСТВО
ЦЕЛОСТНОСТЬ ПРОДУКТИВНО-ТВОРЧЕСКИХ СИЛ ЧЕЛОВЕКА
УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
ISSN: 2310-5828
1994-5639
Origin: Образование и наука № 3 (2014)
Appears in Collections:Образование и наука

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
edscience_2014_3_112_010.pdf1,07 MBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.