Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/12526
Название: Социально-профессиональная мобильность учащейся молодежи как фактор подготовки к динамическому профессиональному будущему
Другие названия: Students' social and professional mobility as a prerequisite of dynamic career prospects
Автор: Zeer, E. F.
Зеер, Э. Ф.
Дата публикации: 2014
Издатель: Российский государственный профессионально-педагогический университет
Библиографическое описание: Зеер, Э. Ф. Социально-профессиональная мобильность учащейся молодежи как фактор подготовки к динамическому профессиональному будущему / Э. Ф. Зеер // Образование и наука. — 2014. — № 8. — С. 33-48.
Аннотация: The paper is devoted to the problems of students' social and professional mobility in the post-industrial society, given the dynamism and uncertainty of future career prospects, and variability and multidimensionality of individual career trajectories. The research is aimed at defining the phenomenon of social and professional mobility, determining factors of professional growth, and functional structural characteristics of mobility development. The scientific novelty involves the author's interpretation and conceptual analysis of students’ socio-professional mobility, and its contribution to the future professional growth. The author considers both the objective and subjective factors affecting the uncertainty of students' professional future: objective factors include socio-economic conditions of postindustrial society, systems of vocational education and guidance; subjective factors deal with the intrapersonal conflicts of professional self-determination, discrepancy of socio-professional orientation, and low auto-competency level. The research findings reveal the structure and characteristic features of students' social and professional mobility: psycho-physiological qualities, cognitive abilities, socio-professional experience and orientation, as well as the negative impact factors. Based on the content analysis and expert evaluation, the author singles out and defines the key characteristics of students’ mobility: adaptability, initiative, innovativeness, learning ability, behavioral flexibility, reflexivity and excessive activity. Practical significance: the research outcomes provide the ground for extrapolation of students' career prospects in vocational schools, career counseling and job placement centers
Статья посвящена проблеме развития социально-профессиональной мобильности учащейся молодежи. Поскольку профессиональное будущее человека в постиндустриальном обществе характеризуется неопределенностью и динамичностью, индивидуальные траектории карьеры отличаются большой вариативностью и многомерностью. В связи с этим изучение психологических особенностей этих процессов становится весьма актуальным. Цель представленного в статье исследования – определение феномена социально-профессиональной мобильности, факторов, обусловливающих профессиональное будущее молодежи и функциональных структурных характеристик развития мобильности. Научная новизна. Анализируется понятие социально-профессиональной мобильности и дается его авторская интерпретация, обосновывается ее значение для реализации профессионального будущего. Рассматриваются объективные и субъективные факторы, влияющие на неопределенность профессионального будущего молодежи. К объективным факторам относятся социально-экономические условия постиндустриального общества, системы профессионального образования и профориентации; к субъективным – внутриличностные конфликты профессионального самоопределения, рассогласование социально-профессиональной направленности и недостаточный уровень аутокомпетентности учащейся молодежи. Результаты исследования. На основе выделенных особенностей социально-профессиональной мобильности установлена ее структура: психофизиологические свойства, познавательные способности, социально-профессиональный опыт и социально-профессиональная направленность. Приводятся также качества, деструктивно отражающиеся на мобильности человека. Выделенные структурные характеристики стали основой определения ключевых качеств мобильности. Контент-анализ и экспертная оценка этих качеств позволили выявить семь наиболее значимых качеств, влияющих на успешность профессионального будущего: адаптивность, инициативность, инновационность, обучаемость, поведенческую гибкость, рефлексивность и сверхнормативную активность. В заключительной части статьи представлена краткая характеристика развития социально-профессиональной мобильности в контексте профессионального будущего учащейся молодежи. Практическая значимость. Автор полагает, что изложенные в статье положения будут способствовать проектированию профессионального будущего учащейся молодежи в профессиональной школе, центрах профориентации и трудоустройства
Ключевые слова: SOCIAL AND PROFESSIONAL MOBILITY
PROFESSIONAL FUTURE
PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION
PREDICTORS OF OCCUPATIONAL MOBILITY
СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ БУДУЩЕЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
ПРЕДИКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ
ISSN: 2310-5828
1994-5634
Сведения о поддержке: В рамках государственного задания Минобрнауки России. № НИР 1134 «Научно-прикладные основы формирования индивидуальных траекторий развития личности в системе непрерывного образования»
Источники: Образование и наука. 2014. №8
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
edscience_2014_8_117_004.pdf252,24 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.