Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/12532
Название: Патриотическая сущность идеи «общего блага» в общественно-педагогической мысли Беларуси XVI–XVII вв.
Другие названия: Patriotic essence of the «common benefit» idea in socio-pedagogic thinking of the 16-17th centuries Belarus
Автор: Shcherbin, M. M.
Щербин, М. М.
Дата публикации: 2014
Издатель: Российский государственный профессионально-педагогический университет
Библиографическое описание: Щербина, М. М. Патриотическая сущность идеи «общего блага» в общественно-педагогической мысли Беларуси XVI–XVII вв. / М. М. Щербин // Образование и наука. — 2014. — № 8. — С. 120-135.
Аннотация: The aim of the research is to examine the genesis and development trends of the “common benefit” idea in the socio-pedagogic thinking of Belarus in the 16-17th centuries, and demonstrate its patriotic spirit and social value. Methodology includes the methods of logical historical and systematic structural analysis of the main historical determinants and key development factors of the “common benefit” idea in the pedagogical heritage of the 16-17th centuries Belarus. The comparative analysis of various interpretive approaches to defining the “common benefit” by representatives of socio-pedagogical, philosophical and religious historical elite of Belarus revealed the patriotic essence of the given idea due to its consolidating orientation, humanistic content and significance for the multi-ethnic and multi-confessional state formation. The research results demonstrate the impact of the “common benefit” idea on developing the patriotic social and educational thinking of the 16-17th centuries Belarus, its influence on national values and pedagogical traditions. Additionally, the author emphasizes the humanistic and tolerant national attitude of Belarusians reflected in the national character and mentality, and related to the above idea. Scientific novelty involves theoretical substantiation of patriotic value of the "common benefit" idea for the modern system of civic and patriotic education based on the principles of continuity and development of national traditions. Practical significance of the research materials is related to studying the historical educational experience, and implementing the traditional values, humanistic orientation and tolerance in the modern civic and patriotic education, and in the youth environment
Цель статьи – рассмотреть генезис и тенденции развития идеи "общего блага" в общественно-педагогической мысли Беларуси XVI–XVII вв. и показать ее патриотическую сущность и общественную ценность. Методы. При помощи методов логико-исторического и системно-структурного анализа определены основные исторические детерминанты и ключевые факторы развития идеи "общего блага" в педагогическом наследии Беларуси XVI–XVII вв. Показана содержательная эволюция данной идеи под влиянием социокультурных условий исследуемого периода; отмечен ее исторический приоритет и значимость для сохранения мира, целостности общественного порядка в период формирования полиэтнического и поликонфессионального государства. На основе сравнительно-сопоставительного метода и анализа различных интерпретационных подходов к определению общего блага у представителей общественно-педагогической, философской и религиозной мысли Беларуси XVI–XVII вв. продемонстрирована патриотическая сущность данной идеи, обусловленная ее консолидирующей ориентированностью, гуманистическим содержанием и важностью для национального становления народа и государства. Результаты. Установлена значимость исследуемой идеи в активизации общественно-педагогической мысли Беларуси XVI–XVII вв., подчеркнуто ее воздействие на дальнейшее развитие просвещения и национально-ценностного воспитания в педагогических традициях белорусских земель. Кроме того, отмечено влияние идеи "общего блага" на формирование гуманистических и толерантных начал национального самосознания белорусов, что нашло отражение в особенностях менталитета и национального характера. Научная новизна работы состоит в теоретическом обосновании с позиций системного подхода патриотической сущности идеи "общего блага" как ценностно-содержательного концепта формирования современной системыгражданско-патриотического воспитания. Сегодня организация системы воспитания гражданина и патриота своей страны на принципах преемственности национальных традиций является залогом успешного национального развития народа и государства. Практическая значимость. Материалы исследования можно использовать при изучении историко-педагогического опыта. Автор статьи надеется, что они будут способствовать решению приоритетных задач воспитания: обогащению целевого и содержательного аспектов образовательного процесса, активизации разнообразных приемов и методов формирования гражданственности и патриотизма, усилению гуманистической направленности, толерантности и культуры межличностных отношений в молодежной среде
Ключевые слова: COMMON BENEFIT
COLLECTIVISM
SOCIAL VALUES
PATRIOTISM
ОБЩЕЕ БЛАГО
КОЛЛЕКТИВИЗМ
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ
ПАТРИОТИЗМ
ISSN: 2310-5828
1994-5628
Источники: Образование и наука. 2014. №8
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
edscience_2014_8_117_010.pdf268,46 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.