Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/12533
Название: Изображение натюрморта школьниками младших классов
Другие названия: The still life drawing by junior pupils
Автор: Lykova, E. S.
Лыкова, Е. С.
Дата публикации: 2014
Издатель: Российский государственный профессионально-педагогический университет
Библиографическое описание: Лыкова, Е. С. Изображение натюрморта школьниками младших классов / Е. С. Лыкова // Образование и наука. — 2014. — № 8. — С. 136-148.
Аннотация: The aim of the research is to demonstrate the junior pupils' skills development in still life drawing. Being related to the child's cognitive abilities, well-developed linear space perception positively affects the personality and readiness for various activities. Therefore, pupils' acquaintance with the basics of still life drawing in arts classes has both the aesthetic and psychological and intellectual benefits.Methodology is based on the analysis of theoretical concepts of art criticism, psychological and pedagogical works on developing artistic and creative skills of junior pupils, along with the teaching problems of picturing the space in still life drawings. The author carried out the research and experimental work in the Omsk comprehensive schools to identify the age evolution of children's still life drawings. The research results denote the following development stages of junior pupils' skills related to still life picturing: the first stage – still life objects are aligned to the lower paper edge; the second stage – objects are placed on a horizontal line above the lower paper edge, the object plane being parallel to it; the third stage – still life objects are aligned to a single line with the spatial representations of the object planes pictured as a slightly inclined line dividing the paper below the middle of the sheet; the fourth stage – objects are pictured on different heights (above or below each other), the object plane is pictured with two lines reflecting the perspective; the fifth stage – still life objects are pictured on different heights, object overlapping being common and the perspective reflection of the object planes pictured with two or three lines; the sixth stage – objects are placed on different levels, overlapping being obligatory and a multilevel object planes possible. Scientific novelty implies a systematic analysis, description and illustration of development stages of space picturing in children's still life drawings. Acquisition of the drawing literacy by junior pupils according to the above stagers makes a foundation for fostering the spatial perception – a skill necessary for learning the basics of linear perspective. Practical value is related to the impact of theoretical and practical aspects of the still life drawing that can be used by the arts teachers in the primary school for developing the basic and higher level tasks complying with the new educational standards
Цель – показать последовательность развития у младших школьников умений и навыков изображения пространства. Формирование пространственных представлений оказывает существенное влияние на становление личности ребенка, его подготовку к различным видам деятельности и связано с развитием мыслительных способностей. Поэтому знакомство учащихся с основами отображения пространства на уроках изобразительного искусства важно не только с эстетической, но и с психологической и интеллектуальной точек зрения. Овладение реалистической (графической и живописной) формой и умением почувствовать и передать пространство эффективнее всего происходит во время рисования с натуры, для которого в школьных условиях удобнее всего использовать натюрмортные постановки. Методика и методы. На базе омских общеобразовательных школ автором была проделана опытно-поисковая работа с элементами эксперимента, целью которой было выявление возрастной эволюции детского рисунка натюрморта с натуры. Работе предшествовал анализ теоретических положений искусствоведческой, психолого-педагогической литературы по художественному и творческому развитию младших школьников, а также исследование проблемы обучения школьников изображению пространства в пейзаже. Результаты. Выделены шесть этапов развития в начальных классах умения передавать пространство натюрмортных постановок: 1) предметы располагаются на одной линии (по принципу фризовости), чаще всего на нижнем крае листа бумаги; 2) предметы находятся на одной линии чуть выше, появляется изображение предметной плоскости в виде узкой полоски, параллельной низу бумаги; 3) предметы на одной линии, плоскость, где они размещены, нередко нарисована с небольшим наклоном и делит лист чуть ниже середины; 4) предметы находятся на разных уровнях, предметная плоскость изображается двумя линиями с передачей перспективы; 5) предметы на разных уровнях, наблюдается их загораживание, предметная плоскость передается в перспективе двумя или тремя линиями; 6) предметы на разных уровнях, обязательны их загораживание и перспектива, возможно изображение предметной плоскости на разных уровнях. Научная новизна. Систематизированы и проиллюстрированы стадии совершенствования пространственного изображения в детских рисунках на примерах работ с натюрмортом. Обретение учащимися изобразительной грамотности согласно описанным этапам поможет создать у них прочный фундамент для формирования пространственного видения, навыки которого помогут в дальнейшем при изучении основ линейной перспективы. Практическая значимость. Изложенные теоретические и практические аспекты проблемы изображения натюрморта в младшей школе могут быть использованы учителями изобразительного искусства при разработке заданий базового уровня, характеризующего исполнительскую компетентность обучающихся, а также заданий повышенного уровня, соответствующих зоне ближайшего развития, обеспечивающей выполнение требований стандарта второго поколения
Ключевые слова: CHILD' DRAWING
STILL LIFE
SPACE
РИСУНОК РЕБЕНКА
НАТЮРМОРТ
ПРОСТРАНСТВО
ISSN: 2310-5828
1994-5627
Источники: Образование и наука. 2014. №8
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
edscience_2014_8_117_011.pdf1,32 MBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.