Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/12949
Полная запись метаданных
Поле DCЗначениеЯзык
dc.contributor.authorOstrizhnyaya, S. G.en
dc.contributor.authorОстрижняя, С. Г.ru
dc.date.accessioned2016-08-28T17:57:47Z-
dc.date.available2016-08-28T17:57:47Z-
dc.date.issued2015-01-
dc.identifier.citationОстрижняя, С. Г. Педагогическая технология на основе информационно-коммуникативных карт: опыт разработки и применения на уроках истории / С. Г. Острижняя // Образование и наука. — 2015. — № 1. — С. 123-136.ru
dc.identifier.issn2310-5828-
dc.identifier.issn1994-5639-
dc.identifier.otherhttp://www.edscience.ru/index.php/jour/article/view/353/349en
dc.identifier.urihttps://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/12949-
dc.description.abstractThe aim of the research is to check the efficiency of use of logicalstructural graph format while studying material in the form of informative-communicative maps (IC-maps) in formation of informative-communicative skills of pupils. Methods. Theoretical: analysis of means of pupils’ informative-communicative skills formation in the process of learning activity, comparison of their possibilities for the study of school course of History; empirical: expert assessment of IC-maps (teachers of History are experts), experimental work on pupils’ informative-communicative skills formation (forming experiment), supervising of the pupils’ team work (work in groups) and assessment of the degree of importance and activity of their communicative interaction, surveying of pupils (self-assessment of received results), testing (success evaluation of studying material understanding); mathematical: statistical processing of surveying and testing results. Results. The efficiency of IC-maps use in the studying process is proved. More than 80% of pupils consider that the work with maps allow them to understand and memorize studying material better, communication culture increases due to the joint work with the map, skills of information structuring and generalizing are formed. Recommendations on IC-maps development and its use for humanitarian subjects are given for school teachers. Criteria of assessment of pupils’ work with IC-map are developed. Scientific novelty. The new definition of «informative-communicative map» is introduced; own author interpretation as didactic means, having the form of structuring graph analogue of studying text and helping informative-communicative skills formation, creative thinking development and learning big amount of studying information are given. Methodological peculiarities of IC-maps use in the studying process and its possibilities of building on the basis of pedagogic technology of informative-communicative skills formation and creative thinking development are shown (mainly critical thinking). Practical significance. The research outcomes and results found in the process of experimental work can be used in the system of school education on its senior stage. Developed and proposed methodological recommendations and technological approach on the basis of IC-maps allow reaching significant results for informative-communicative skills formation of senior pupils and systematical learning of big amounts of studying information; its understanding within variety of scientific-historical interpretations and subjective opinions of pupils, appeared during their team work on IC-map. Proposed materials are included in the program «Methods of teaching History at school» for the History teachers’ qualification improvement in the Tyumen State University en
dc.description.abstractЦель описанной в статье работы – проверка пригодности использования логико-структурного графического формата учебного материала, который представлен в виде информационно-коммуникативных карт (ИКкарт), и его эффективности для формирования информационно-коммуникативных умений учащихся. Автором задействованы следующие методики и методы: 1) теоретические: анализ способов формирования информационно-коммуникативных умений учащихся в процессе учебной деятельности, сопоставление их возможностей при изучении школьного курса истории; 2) эмпирические: экспертная оценка ИК-карт, опытно-экспериментальная работа по формированию информационно-коммуникативных умений учащихся (формирующий эксперимент), наблюдение за ходом коллективной работы учащихся (работы в группах) и оценивание степени конструктивности и активности их коммуникативного взаимодействия, анкетирование учащихся (самооценка достигнутых результатов), тестирование (оценка успешности освоения учебного материала); 3) математические: статистическая обработка результатов анкетирования и тестирования. Результаты. Доказана эффективность применения ИК-карт вучебном процессе. Более 80% учащихся считают, что работа с картами позволяет им лучше понимать и запоминать учебный материал, что благодаря коллективной работе с картой повышается культура общения, формируются навыки по структурированию и обобщению информации. Сформулированы рекомендации для учителей школ по разработке ИК-карт и их применению на уроках гуманитарного цикла. Разработаны критерии оценивания работы учащихся с ИК-картой. Научная новизна. Введено новое понятие «информационно-коммуникативная карта», дана его авторская интерпретация как дидактического средства, имеющего форму структурированного графического аналога учебного текста и способствующего формированию информационно-коммуникативных умений, развитию творческого мышления и усвоению больших объемов учебной информации. Показаны методические особенности использования ИК-карт в учебном процессе и возможность построения на их основе педагогической технологии формирования информационно-коммуникативных умений и развития творческого критического мышления. Практическая значимость. Полученные в ходе опытно-экспериментальной работы результаты могут быть использованы в системе общего образования на старшей ступени. Разработанные методические рекомендации и технологический подход на основе ИК-карт позволяют эффективно развивать информационно-коммуникативные умения старшеклассников. Представленные материалы включены в программу «Методика преподавания истории в школе» в рамках повышения квалификации учителей истории в Тюменском государственном университете ru
dc.format.mimetypeapplication/pdfen
dc.language.isoruen
dc.publisherРоссийский государственный профессионально-педагогический университетru
dc.relation.ispartofОбразование и наука. 2015. №1ru
dc.rightsinfo:eu-repo/semantics/openAccessen
dc.sourceОбразование и наукаru
dc.subjectDEVELOPING TEACHINGen
dc.subjectINFORMATIVE-COMMUNICATIVE COMPETENCEen
dc.subjectCREATIVE ACTIVITYen
dc.subjectINFORMATIVE-COMMUNICATIVE MAP (IC-MAP)en
dc.subjectTEAM (GROUP) FORMS OF WORKen
dc.subjectРАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕru
dc.subjectИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬru
dc.subjectТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬru
dc.subjectИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНАЯ КАРТАru
dc.subjectГРУППОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫru
dc.titleПедагогическая технология на основе информационно-коммуникативных карт: опыт разработки и применения на уроках историиru
dc.title.alternativePedagogical technology on the basis of informative-communicative maps: experience of development and use at the lessons of historyen
dc.typeArticleen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/articleen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/publishedVersionen
dcterms.audienceOtheren
dcterms.audienceParents and Familiesen
dcterms.audienceResearchersen
dcterms.audienceSchool Support Staffen
dcterms.audienceStudentsen
dcterms.audienceTeachersen
local.description.firstpage123-
local.description.lastpage136-
local.issue1 (120)-
local.volume17-
local.identifier.temp10.17853/1994-5639-2015-1en
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
edscience_2015_1_120_013.pdf307,14 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.