Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс:
https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/12973
Название: | Новые горизонты экологического образования: от ноосферного мировоззрения к ноосферной этике |
Другие названия: | New Horizons of Environmental Education: from the Noospheric Worldview to the Noospheric Ethics |
Автор: | Ivanov, S. A. Иванов, С. А. |
Дата публикации: | 2015-03 |
Издатель: | Российский государственный профессионально-педагогический университет |
Библиографическое описание: | Иванов, С. А. Новые горизонты экологического образования: от ноосферного мировоззрения к ноосферной этике / С. А. Иванов // Образование и наука. — 2015. — № 3. — С. 29-45. |
Аннотация: | The aim of the study is to identify promising areas of the development of environmental education at secondary school and a substantiation of the urgent decision necessity of a problem of formation noospheric vision of the world by the students. Methods. The methods involve logical-methodological and historical and methodological analysis of some concepts; theoretical analysis of philosophical, psychological, pedagogical and sociological literature; analysis of existing programs, textbooks on Natural Sciences of the secondary school; modeling of contents science education. Results. The necessity of the complex approach to development of ecocentric ecological consciousness and formation of noospheric worldviews among school students is proved on the basis of the philosophical and psychologicalpedagogical analysis of concept "view of the world" and estimations of prospects of development of a human civilisation. The structure of the view of the world is presented; the principles including moral basis and ethical standards which are required to be mastered by pupils of educational institutions are defined. Scientific novelty. The definition of noospheric worldviews is given; its structure and the basic channels of formation are shown: cognitive (translation of knowledge about the world and the person), perceptive (involving in educational process of emotions and feelings), and practical (inclusion of the person in socially-significant, nature-aligned, creative activity). Practical significance. The research findings can be useful while modeling the environmental education in educational institutions; practical work of teachers, teachers of an additional education; development of training programs and manuals, contributing to the spread of knowledge on ecology, integrity of the Universe, noospheric ethics, and importance to civilisation preservation of naturealigned attitude of the person to the world around Цель изложенного в статье исследования заключалась в выявлении перспективных направлений развития экологического образования в средней общеобразовательной школе и обосновании необходимости безотлагательного решения проблемы формирования у учащихся ноосферного представления о мире. Методика. В работе использовались логико-методологический и историко-методологический анализ некоторых понятий и ключевых положений ноосферного учения; теоретический анализ и концептуальный синтез философской, психологической, педагогической и социологической литературы; анализ действующих программ, учебников естественных дисциплин средней школы; моделирование содержания естественнонаучного образования. Результаты. На основе философского и психолого-педагогического анализа понятия «мировоззрение» и оценки перспектив развития человеческой цивилизации доказывается необходимость комплексного подхода к развитию экоцентрического экологического сознания и формированию ноосферного мировоззрения у школьников. Представлена структура такого мировоззрения, определены составляющие его моральную основу принципы и этические нормы, которые требуется освоить учащимися общеобразовательных учреждений. Научная новизна. Дано определение ноосферного мировоззрения, показаны его структура и основные каналы формирования: когнитивный (трансляция знаний о мире и человеке), перцептивный (вовлечение в образовательный процесс эмоций и чувств) и практический (включение личности в социально-значимую, природосообразную, созидательную деятельность). Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных автором результатов, во-первых, при моделировании экологического образования в общеобразовательных школах; во-вторых, в практической работе учителей и педагогов дополнительного образования; в-третьих, для разработки учебных программ и учебных пособий, способствующих распространению знаний об экологии, целостности Вселенной, ноосферной этике, важности для сохранения цивилизации природосообразного отношения человека к окружающему миру |
Ключевые слова: | NOOSPHERIC WORLDVIEW NOOSPHERIC THINKING NOOSPHERIC ETHICS NOOSPHERIC EDUCATION ECOLOGICAL EDUCATION ENVIRONMENTAL IMPERATIVE MORAL IMPERATIVE ENVIRONMENTAL CONSCIOUSNESS НООСФЕРНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ НООСФЕРНОЕ МЫШЛЕНИЕ НООСФЕРНАЯ ЭТИКА НООСФЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ НРАВСТВЕННЫЙ ИМПЕРАТИВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ |
ISSN: | 2310-5828 1994-5639 |
Источники: | Образование и наука. 2015. №3 |
Располагается в коллекциях: | Образование и наука |
Файлы этого ресурса:
Файл | Описание | Размер | Формат | |
---|---|---|---|---|
edscience_2015_3_122_004.pdf | 333,68 kB | Adobe PDF | Просмотреть/Открыть |
Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.