Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/14577
Название: Образование и культура (к проблеме поиска принципа сообразности образования)
Другие названия: Education and culture (concerning the problem in search the principle of education adequacy)
Автор: Yarkova, E. N.
Яркова, Е. Н.
Дата публикации: 2015-06
Издатель: Российский государственный профессионально-педагогический университет
Библиографическое описание: Яркова, Е. Н. Образование и культура (к проблеме поиска принципа сообразности образования) / Е. Н. Яркова // Образование и наука. — 2015. — № 6. — С. 116-128.
Аннотация: This article develops a theme raised in the study «Education in Search of the Adequacy principle» by Yu. V. Larin, whereas the topical principle of modern education is the principle of cultural adequacy. The aim of the study is the analysis of value-semantic content of the principle of cultural adequacy of education. Methods of the study are formed by appeal to cultural approach connecting methods of ideal typing and value-semantic reconstruction. Results. In general, there are three types of culture based on the explication of the three modality human relations to the world: «the world is a condition», «the world is a tool», «the world is a purpose»; and, accordingly, three types of pedagogical culture: traditional, utilitarian, creative. Traditional pedagogical culture focuses on education homo traditional – traditional man, the individual, the obedient executor of the culture value semantic, regulatory policies and regulations, subordinating its activity transmitted from generation to generation tradition. The semantic space of traditional pedagogical culture principle of cultural adequacy education is defined as the principle of consistency with established tradition. Pedagogical culture of utilitarian type directs a homo utilitarian – utilitarian man, individuality, interpreting the culture value semantic, legal and regulatory requirements and on the basis of situational use, fully to the publication of his life publicly or individually beneficial activities. The utilitarian type principle of cultural adequacy of education is defined as the principle of consistency with the social and/or individual use in the semantic space of pedagogical culture. Pedagogical culture of creative types is aimed at nurturing homo creator – creative person whose existence is self-organization in the space between tradition and innovation, absolute and relative, universal and particular meanings of human existence, between social and individual, collectivist and individualism aspects. Teaching of creatively thinking personality is associated with updating of creative modality attitude toward the world as creative activity, with the development of the needs for self-actualization. The cultural adequacy principle within the framework of pedagogic culture of creative type education means congruity with creativity. The implementation of this principle is related to the cultivation not only of originality, extraordinary, nontrivial thinking, but the formation of creational, aimed at an increment in life to the world. Scientific novelty of the research concludes in originality, as well as research methodology and its results; the author’s typology of pedagogical culture is designed. Practical significance. The proposed typology of pedagogical culture can serve as a tool for the analysis of modern education; identify its specificity and ways of upgrading 
В статье развивается тема, поднятая в работе Ю. В. Ларина «Образование в поисках принципа сообразности», где в качестве актуального принципа современного образования выдвигается принцип культуросообразности. Цель предпринятого автором исследования – анализ ценностно-смыслового содержания принципа культурсообразности образования. Методология исследования формируется посредством апелляции к культурологическому подходу, соединяющему методы идеального типизирования и ценностно-смысловой реконструкции. Результаты исследования. На основании экспликации трех модусов отношения человека к миру: «мир – условие», «мир – средство», «мир – цель» выделяются три типа культуры в целом и, соответственно, три типа педагогической культуры: традиционный, утилитарный, креативный. Педагогическая культура традиционного типа нацеливает на воспитание homo traditional – человека традиционного, индивида, послушного исполнителя сложившихся в культуре ценностно-смысловых, нормативно-регулятивных установлений и предписаний, подчиняющего свою деятельность передаваемой от поколения к поколению традиции. В смысловом пространстве педагогической культуры традиционного типа принцип культуросообразности образования определяется как принцип сообразности со сложившейся традицией. Педагогическая культура утилитарного типа ориентирует на воспитание homo utilitarian – человека утилитарного, индивидуальности, интерпретирующей сложившиеся в культуре ценностно-смысловые, нормативно-регулятивные установления и предписания исходя из ситуационной пользы, целиком и полностью посвящающей свою жизнь общественно или индивидуально полезной деятельности. В смысловом пространстве педагогической культуры утилитарного типа принцип культуросообразности образования определяется как принцип сообразности с социальной и/или индивидуальной пользой. Педагогическая культура креативного типа направлена на воспитание homo creator – творческой личности, чье существование есть самоорганизация, осуществляемая в пространстве между традицией и новацией, абсолютными и относительными, универсальными и партикулярными смыслами бытия, между социальными и индивидуальными, коллективистскими и индивидуалистскими его аспектами. Воспитание творчески мыслящей личности связано с актуализацией креативной модальности отношения к миру как цели творческой деятельности, с развитием потребности в самоактуализации. В рамках педагогической культуры креативного типа принцип культуросообразности образования означает сообразность с творчеством. Реализация этого принципа связана с культивированием не только оригинальности, неординарности, нетривиальности мышления, но с формированием созидательного, нацеленного на приращение бытия отношения к миру. Научная новизна исследования заключается в оригинальности его как методологии, так и результатов – сконструирована авторская типология педагогической культуры. Практическая значимость. Предлагаемая типология педагогической культуры может служить инструментом анализа современного образования, выявления его специфики и путей модернизации 
Ключевые слова: CULTURE
EDUCATION
TRADITIONALISM
UTILITARIANISM
CREATIVISM
КУЛЬТУРА
ОБРАЗОВАНИЕ
ТРАДИЦИОНАЛИЗМ
УТИЛИТАРИЗМ
КРЕАТИВИЗМ
ISSN: 2310-5828
1994-5639
DOI: 10.17853/1994-5639-2015-6-116-128
Источники: Образование и наука. 2015. №6
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
edscience_2015_6_125_010.pdf352,08 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.