Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/29447
Название: Особенности формирования способности к иноречевому взаимодействию в системе дополнительного профессионального образования
Другие названия: SOME ASPECTS OF FOREIGN LANGUAGE COMPETENCE DEVELOPMENT IN THE SYSTEM OF CONTINUED PROFESSIONAL EDUCATION
Автор: Gorbunov, A. G.
Горбунов, А. Г.
Дата публикации: 2017-10
Издатель: Российский государственный профессионально-педагогический университет
Библиографическое описание: Горбунов, А. Г. Особенности формирования способности к иноречевому взаимодействию в системе дополнительного профессионального образования / А. Г. Горбунов // Образование и наука. — 2017. — № 8. — С. 163-187.
Аннотация: Introduction. The system of continued professional education in modern Russia is aimed at raising the level of professional workers’ ability for competition at the global vocational market. Among the most required competences we put an emphasis on the ability for efficient communication in the native and foreign languages pursuing social, cultural and professional interaction. The practical experience proves that students of various courses of study within the system of continued professional education have difficulties while communicating in a foreign language because of a low level of their foreign language communication competence that is based on ability for decoding and producing a discourse. Aim. The article considers the factors to develop students’ ability for decoding and producing a discourse in the format of reflexive positional discussion. Methodology and research methods. Development of the advanced and high level of foreign language competence is possible via introduction of institutional discursive practices into the educational process. Development of foreign language competence in the system of continued professional education is being discussed from the point of synergy of pedagogical science and applied linguistics. System-synergetic, communicative-activity, discursive and technological approaches have been chosen as the methodological base to develop the system of criteria of students’ preparedness and ability to communicate in a foreign language. Methods of analysis and synthesis have been used during the work as well. Results and scientific novelty. The materials presented in the publication make a contribution to the theory and methodology of continued professional education regarding effective experts’ foreign language mastering, and skills acquisition for the most productive interpersonal and professional-oriented communication. Methodologically-based definition and description of the components of subject and structure of the concept of discursive foreign language competence are given. The educational technique that makes it possible to realize a wide range of discursive practices invariants has been developed. The algorithm for advanced and high level of discursive competence development has been described. The criteria of students’ preparedness and ability to communicate in a foreign language have been described as well as the marks related to the levels of developed discursive foreign language competence. Practical significance. The author's proposed technology enables to realize a wide range of invariants of the discursive practices and considerably increases the possibilities of effective foreign language training for specialists of various branches of economy and production, and pupils of different levels of training. The presented research results can be used when developing educational and methodical complexes in the systems of professional development and continued professional education. 
Введение. В условиях глобализации рынка труда российская система дополнительного профессионального образования призвана способствовать повышению уровня конкурентоспособности работников, уже закончивших высшие учебные учреждения. Одной из востребованных компетенций сегодня является способность к эффективной коммуникации на родном и иностранном языках, обеспечивающая продуктивное социокультурное и профессиональное взаимодействие и профессиональную мобильность специалистов. Однако существуют противоречия между требованиями Федерального государственного образовательного стандарта о необходимости формирования продвинутого и высокого уровней иноязычной компетентности у обучающихся на различных направлениях подготовки в высшей школе, с одной стороны, и недостаточно разработанным педагогическим и методическим инструментарием для успешного обучения иностранным языкам – с другой. Цель публикации – показать возможности формирования иноязычной компетентности у слушателей курсов системы дополнительного образования на основе дискурсивных практик решения коммуникативных задач. Методология и методы. Проблема совершенствования языковой подготовки в высшей школе обсуждается с позиций синергии педагогической науки и прикладной лингвистики. В качестве методологической базы разработки модели формирования способности к речевому взаимодействию на иностранном языке были избраны системно-синергетический, коммуникативно- деятельностный, дискурсивный и технологический подходы. В ходе исследования использовались методы анализа и синтеза. Результаты и научная новизна. Материалы, представленные в статье, вносят вклад в теорию и методику дополнительного профессионального образования в части эффективного освоения специалистами иностранного языка и обретения ими навыков межличностной и профессионально-ориентированной коммуникации. Расширено представление о дискурсивной иноязычной компетенции за счет методологически обоснованного ее определения и описания аспектов ее содержания и компонентов структуры. На материале обучения английскому языку спроектирована педагогическая технология и сконструирован алгоритм формирования дискурсивной иноязычной компетенции как базовой метапредметной составляющей иноязычной компетентности. Выявлены критерии готовности и способности обучающихся к коммуникации на иностранном языке; описаны показатели, характеризующие уровни сформированности дискурсивной иноязычной компетенции. Практическая значимость. Предлагаемая авторская технология позволяет реализовать широкий диапазон инвариантов дискурсивных практик, что значительно увеличивает возможности эффективного обучения иностранному языку специалистов различных отраслей экономики и производства и учащихся разных уровней подготовки. Представленные в статье результаты исследования могут быть полезны при разработке учебно-методических комплексов в системах повышения квалификации и дополнительного профессионального образования. 
Ключевые слова: FOREIGN LANGUAGE COMPETENCE
DISCOURSE
DISCURSIVE PRACTICES
ANGLO-SAXON MODEL OF VERBAL INTERACTION
DISCURSIVE FORMULA
DISCURSIVE FOREIGN LANGUAGE COMPETENCE
PEDAGOGICAL METHODOLOGY
REFLEXIVE POSITIONAL DISCUSSION
ИНОЯЗЫЧНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
ДИСКУРС
ДИСКУРСИВНЫЕ ПРАКТИКИ
АНГЛОСАКСОНСКАЯ МОДЕЛЬ РЕЧЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ДИСКУРСИВНАЯ ФОРМУЛА
ДИСКУРСИВНАЯ ИНОЯЗЫЧНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
РЕФЛЕКСИВНАЯ ПОЗИЦИОННАЯ ДИСКУССИЯ
ISSN: 2310-5828
1994-5639
DOI: 10.17853/1994-5639-2017-8-163-187
Источники: Образование и наука. 2017. №8
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
edscience_2017_8_011.pdf370,32 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.