Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/29452
Название: Визуальные дидактические регулятивы логико-смыслового типа
Другие названия: VISUAL DIDACTIC REGULATORS OF LOGICAL-SEMANTIC TYPE
Автор: Shteinberg, V. E.
Manko, N. N.
Штейнберг, В. Э.
Манько, Н. Н.
Дата публикации: 2017-12
Издатель: Российский государственный профессионально-педагогический университет
Библиографическое описание: Штейнберг, В. Э. Визуальные дидактические регулятивы логико-смыслового типа / В. Э. Штейнберг, Н. Н. Манько // Образование и наука. — 2017. — № 9. — С. 9-31.
Аннотация: Introduction. There is a growing recognition that information flows are developing at a geometric rate. These information flows require to be quickly and qualitatively processed for further sustainable development of scientific and production spheres. Thus, the education system requires the search of adequate means of consumption and broadcast of information, knowledge, data, actual material, etc., corresponding to psychological features of perception and thought processes. Visualization as the most convenient and compact form of different submission of data is becoming a key civilization trend of the information age. The aim of the publication is to justify the necessity of designing and applying new didactic means – visual didactic regulators of the logical-semantic type aimed at improving of teaching technologies. Methodology and research methods. The research methodology includes the concept of logical and semantic modeling of knowledge presented in natural language, and the concept of orienting bases of actions in teaching. The method of the present research is graphic visualization of logical and semantic modeling of knowledge.Results. The definition of the concept “visual didactic regulators of the logical-semantic type” is formulated; its characteristics, genesis, structure and functions, and the prospects for its application in teaching are presented. The solution of the problem of synthesizing the regulators in the form of the coordinate-matrix structure of the regulators is shown; the universal learning activities performed in the course of the regulators’ design are considered. The prospects for the application of visual didactic regulators are highlighted. Scientific novelty. The logic of the evolution of didactic visual aids is shown: from illustrative – through the support – to visual didactic regulators with extended didactic functions. The universal coordinate-matrix graphic realization of regulators is proved. While the amount of formal, inanimate innovations – standards, test methods of training and control, the Unified State Exam, etc., is being increased, visually presented regulators of the logical-semantic type make active impaired subject-subject interaction in educational process. Furthermore, visual didactic regulators stimulate a creative component of design and experimental activity of the teacher. It is suggested to use the concept “visual didactic regulators of the logical-semantic type” as a new unit of the terminological apparatus of Didactics. Practical significance. Practical constructions of visual didactic regulators of the logical-semantic type are proffered; possible areas of visual didactic regulators’ application in teaching technologies are revealed.
Актуальность. Увеличивающиеся в геометрической прогрессии потоки информации, которую необходимо оперативно и качественно перерабатывать и рационально использовать для дальнейшего устойчивого развития научной, производственной сфер и системы образования, требуют поиска адекватных, сообразных психологическим особенностям восприятия и мыслительных процессов средств потребления и трансляции информационных массивов, знаний, сведений, фактического материала и пр. Ключевым цивилизационным трендом эпохи знаниевого уклада становится визуализация как наиболее удобная и компактная форма представления различного рода данных.Цель публикации состоит в обосновании необходимости проектирования и применения новых дидактических средств – визуальных дидактических регулятивов логико-смыслового типа, предназначенных для совершенствования технологий обучения.Методология и методики исследования. Методология исследования включает концепцию логико-смыслового моделирования знаний, представленных на естественном языке, и концепцию ориентировочных основ действий в обучении. Методикой исследования выступает графическая визуализация логико-смыслового моделирования знаний. Результаты. Сформулировано определение визуальных дидактических регулятивов логико-смыслового типа, представлены их характеристики, генезис, структура и функции применения в технологиях обучения. Показано решение задачи синтеза регулятивов в форме их координатно-матричной структуры, и рассмотрены универсальные учебные действия, выполняемые при их проектировании. Обозначены перспективы применения новых дидактических визуальных средств.Научная новизна. Описана логика эволюции дидактических наглядных средств: от иллюстративности – через опорность материала – к визуальным регулятивам с расширенными дидактическими функциями. Обоснована универсальная координатно-матричная графическая реализация регулятивов. Утверждается, что в условиях возрастающего количества формальных, неодушевленных новаций – стандартов, тестовых методов обучения и контроля, ЕГЭ и т. п. – наглядно представленные регулятивы логико-смыслового типа активизируют ослабленное субъект-субъектное взаимодействие в учебном процессе, стимулируют творческую составляющую проектной и экспериментальной деятельности педагога, чем отчасти компенсируют неизбежные потери в образовании при формальных подходах к его реализации. Понятие «визуальные дидактические регулятивы логико-смыслового типа» предлагается использовать как новую единицу терминологического аппарата дидактики. Практическая значимость. Предложены практические конструкции визуальных дидактических регулятивов логико-смыслового типа и показаны возможные области их применения в технологиях обучения.
Ключевые слова: VISUALIZATION
LOGICAL-SEMANTIC MODELING
VISUAL DIDACTIC REGULATORS
LOGICAL-SEMANTIC MODELS
LOGICAL-SEMANTIC NAVIGATORS
ВИЗУАЛИЗАЦИЯ
ЛОГИКО-СМЫСЛОВОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ
ВИЗУАЛЬНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ РЕГУЛЯТИВЫ
ЛОГИКО-СМЫСЛОВЫЕ МОДЕЛИ
ЛОГИКО-СМЫСЛОВЫЕ НАВИГАТОРЫ
ISSN: 2310-5828
1994-5639
DOI: 10.17853/1994-5639-2017-9-9-31
Источники: Образование и наука. 2017. №9
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
edscience_2017_9_003.pdf1,54 MBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.