Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/29455
Название: Инновационные методы преподавания истории в современном вузе
Другие названия: INNOVATIVE METHODS OF TEACHING HISTORY AT MODERN UNIVERSITIES
Автор: Suslov, A. Y.
Salimgareev, M. V.
Khammatov, S. S.
Суслов, А. Ю.
Салимгареев, М. В.
Хамматов, Ш. С.
Дата публикации: 2017-12
Издатель: Российский государственный профессионально-педагогический университет
Библиографическое описание: Суслов, А. Ю. Инновационные методы преподавания истории в современном вузе / А. Ю. Суслов, М. В. Салимгареев, Ш. С. Хамматов // Образование и наука. — 2017. — № 9. — С. 70-85.
Аннотация: Introduction. As a discipline, History holds a specific place among disciplines of a humanitarian cycle of educational programs of higher education institutions regardless of university specialities. History plays an important role in the course of formation of a citizen and development of critical thinking of a personality as an element of a common culture. However, new federal standards require a drastic reduction of the classroom hours for studying a History course by students of non-humanitarian specialties, and, at the same time, enhancement of the contents of a discipline (its reorientation from History of Russia towards World History). Therefore, History programmes and courses demand up-to-date approaches, methods and didactic means to provide formation of holistic worldview of future experts. The aim of the article is to consider the features of innovative methods application in teaching history in high school taking into consideration modernization processes. Methodology and research methods. The research undertaken is based on activity and competence-based approaches. The methods of analysis and synthesis of the academic literature on the research topic were used; the methods of reflection and generalization of teaching activities of the Department of Humanitarian Disciplines of the Kazan National ResearchTechnologica lUniversity were applied as well.Results and scientific novelty. A modern view on historical education has been proposed as means of students’ systems thinking formation, designing the ideas about the world historical process among students, the mission ofRussia in this process, and evolution ofRussia as a part of the modern civilization. It is stated that History university course is designed not only to give the students strong subject knowledge, but also to create axiological orientations and abilities on the basis of the analysis of historical collisions, objective and subjective factors of society development. Moreover, modern university History course teaches students to establish casual links, to defend own position with deep arguments, to reproduce and present information streams. Learning activities presented above will definitely help future experts to become competent professionals. Learning objectives can be solved by means of a complex of the following innovative pedagogical technologies: problem-based, design and game methods that stimulate cogitative activity of students; dialogue (interactive) forms of training (case-study, debate, discussion) that promote mutual understanding between a teacher and a student, joint solution of educational tasks, and acquisition of positive communicative skills among students. The case study of new formats of History studying is described; it is shown that introduction of new formats into educational practice is possible only under the conditions when a teacher masters the ways of organization and conducting discussions, develops an understanding of distance education and virtual training environments. Students, for their part, have to demonstrate high motivation and activity, to find independently required data, to process and analyze information including historical original sources. Practical significance. Guidelines for application of interactive methods of teaching history in non-humanitarian universities are provided; recommendations for the organization of independent work of students are given as well. The recom mendations have universal character and can be used by teachers of other disciplines after applying specific content adaptation.
Введение. Среди дисциплин гуманитарного цикла образовательных программ вузов, независимо от направлений профессиональной подготовки, которую они осуществляют, история занимает особое место, так как играет важную роль в процессе становления гражданина и развития критического мышления личности как элемента ее общей культуры. Однако в ситуации сокращения аудиторных часов, отпущенных на изучение курса истории студентами негуманитарных специальностей, и одновременного расширения содержания дисциплины (ее переориентации с истории России на всемирную историю) для выполнения требований, выдвигаемых в образовательных стандартах, необходимы новые, отличные от традиционных, методы и дидактические средства, обеспечивающие формирование целостного мировоззрения будущих специалистов. Цель статьи – раскрыть особенности инновационных методов преподавания истории, адекватных модернизационным процессам в высшей школе. Методология и методы. Исследование, предпринятое авторами статьи, базируется на компетентностном и деятельностном подходах к образованию. В ходе работы использовались анализ и синтез содержания научных источников, соответствующих теме и проблематике исследования, а также рефлексия и обобщение деятельности кафедры гуманитарных дисциплин Казанского национального исследовательского технологического университета.Результаты и научная новизна. Предложен свежий взгляд на историческое образование как средство формирования системного мышления студентов, создания у них целостных представлений о мировом историческом процессе, миссии России в этом процессе и эволюционировании ее как части цивилизации. Утверждается, что вузовский курс истории призван не только дать учащимся прочные предметные знания, но и сформировать у них ценностные ориентиры, умения на основе анализа исторических коллизий, объективных и субъективных факторов развития общества устанавливать причинно-следственные связи, аргументированно отстаивать собственную позицию, воспроизводить и транслировать информационные потоки, что в конечном счете облегчит будущим специалистам проникновение в избранную профессиональную сферу. Перечисленные задачи можно решить посредством комплекса инновационных педагогических технологий, проблемных, проектных, игровых методов и методик, стимулирующих мыслительную деятельность студентов; диалоговых (интерактивных) форм проведения занятий (кейс-стади, дебатов, дискуссий), способствующих взаимопониманию между преподавателем и студентами, совместному решению учебных задач, обретению учащимися позитивных коммуникативных навыков. Описаны конкретные примеры новых форматов изучения истории; показано, что их внедрение в образовательную практику возможно только при условии профессионального владения преподавателем способами организации и ведения полемики, его хорошей ориентации в дистанционных виртуальных обучающих средах, а также высокой мотивации и активности студентов, которые должны уметь самостоятельно находить требующиеся сведения, обрабатывать и анализировать информацию, включая исторические первоисточники.Практическая значимость. Сформулированы рекомендации по применению интерактивных методов преподавания истории в негуманитарном вузе и организации самостоятельной работы студентов. Рекомендации носят универсальный характер и при определенной адаптации могут быть использованы преподавателями других дисциплин.Ключевые слова: история, компетентность, компетентностный подход, метод тематического исследования, исследовательский подход, информационные технологии, модернизация, интерактивные методы.
Ключевые слова: HISTORY
COMPETENCE
COMPETENCY-BASED APPROACH
METHOD OF CASE STUDY
RESEARCH APPROACH
INFORMATION TECHNOLOGIES
MODERNIZATION
INTERACTIVE METHODS
ИСТОРИЯ
КОМПЕТЕНТНОСТЬ
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД
МЕТОД ТЕМАТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОДХОД
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
МОДЕРНИЗАЦИЯ
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ
ISSN: 2310-5828
1994-5639
DOI: 10.17853/1994-5639-2017-9-70-85
Источники: Образование и наука. 2017. №9
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
edscience_2017_9_006.pdf433,03 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.