Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/29473
Название: О барьерах на пути возрождения отечественного образования
Другие названия: ABOUT BARRIERS ON THE WAY OF REVIVAL OF THE RUSSIAN EDUCATION
Автор: Zagvyazinsky, V. I.
Загвязинский, В. И.
Дата публикации: 2016-11
Издатель: Российский государственный профессионально-педагогический университет
Библиографическое описание: Загвязинский, В. И. О барьерах на пути возрождения отечественного образования / В. И. Загвязинский // Образование и наука. — 2016. — № 8. — С. 11-22.
Аннотация: The aim of the publication is to continue the discussion of a real state and the most major issues of modern Russian education.Methods. The positive and negative tendencies in development of the general school and higher pedagogical education are identified and analysed. The aspects of process of restoration of a leader position of the Russian system of training and education in world space are analysed and generalized.Results and scientific novelty. The most essential obstacles preventing full, positive work of comprehensive school are revealed: distinction of free secondary  education; subordination of educational process to the utilitarian purposes of preparation for Unified State Examination for entering a higher education institution; a hypertrophy of knowledgeable indicators and underestimation of education for achievement by pupils of a social maturity as an important purpose and criterion of success of educational activities; orientation to complete individualization (computerization) of education; subordination of reforming of educational system mainly to interests of its management; excessive overload of school teachers and unification of educational institutions leading to attenuation of creative activity of teachers and pedagogical staff. The author proposes real measures of overcoming the listed barriers on the way of the revival of the Russian education. It is stated that for maintenance of its normal functioning and development it is necessary to rely first of all on own traditions and valuable orientations checked by time, to deepen and increase achievements of mathematical preparation, to reveal and support talented, potentially gifted pupils, and, above all, – to work out an issue of strategic reference points of further development of education.Practical significance. The problem solution of preparation of pedagogical personnel is of special importance for overcoming the residual crisis phenomena in education. It is emphasized that the immediate urgent task is transition from a formula of «double negative selection» (not the best graduates of school enter pedagogical educational institutions and not the best graduates get a job and stay at pedagogical educational institutions) to work on a formula of the «double positive selection» including real tenders in case of enrollment in higher educational institutions and competitive replacement of pedagogical positions. The experience of such work was accumulated at theTyumenStateUniversity in the late 90-s of the last century.
Цель статьи – продолжение обсуждения реального состояния и наиболее острых проблем современного российского образования. Методы. Отрефлексированы положительные и негативные тенденции в развитии общего школьного и высшего педагогического образования. Проанализированы и обобщены аспекты процесса восстановления лидерской позиции отечественной системы обучения и воспитания в мировом образовательном пространстве. Результаты и научная новизна. Выявлены наиболее существенные препятствия, мешающие полноценной, позитивной работе общеобразовательной школы: отступление от принципов бесплатного среднего образования; подчинение учебного процесса утилитарным целям подготовки к ЕГЭ для поступления в вуз; гипертрофия знаниевых показателей и недооценка воспитания для достижения учащимися социальной зрелости как важной цели и критерия успешности образовательной деятельности; ориентация на полную индивидуализацию (компьютеризацию) образования; подчинение реформирования образовательной системы преимущественно интересам ее управления; чрезмерная перегрузка школьных учителей и унификация образовательных учреждений, ведущие к затуханию творческой активности педагогов и педагогических коллективов. Предложены реальные, на взгляд автора, меры преодоления перечисленных барьеров на пути возрождения отечественного образования. Утверждается, что для поддержания его нормального функционирования и развития необходимо прежде всего опираться на собственные традиции и проверенные временем ценностные ориентации, углублять и приумножать достижения, в частности математической подготовки, выявить и поддерживать талантливых, потенциально одаренных учеников, а главное – решить вопрос о стратегических ориентирах дальнейшего развития образования. Практическая значимость. Особую важность для преодоления остаточных кризисных явлений в образовании имеет решение проблемы подготовки педагогических кадров. Подчеркивается, что ближайшей актуальной задачей является переход от формулы «двойного негативного отбора» (не лучшие выпускники школы поступают в педагогические учебные заведения и не лучшие выпускники этих заведений попадают и закрепляются на педагогической работе в образовательных учреждениях) к работе по формуле «двойного позитивного отбора», включающего реальные конкурсы при зачислении в вузы и конкурсное замещение педагогических должностей. Опыт такой работы был накоплен в Тюменском государственном университете в конце 90-х гг. прошлого века.
Ключевые слова: RUSSIAN EDUCATION
STRATEGY AND POLICY OF REVIVAL OF EDUCATION
EDUCATION INDIVIDUALIZATION
RESPONSIBILITY OF A TEACHER
COMPETITIVE SELECTION OF ENTRANTS IN THE PEDAGOGICAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS
ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
СТРАТЕГИЯ И ПОЛИТИКА ВОЗРОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕДАГОГА
КОНКУРСНЫЙ ОТБОР АБИТУРИЕНТОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УЧЕБНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
ISSN: 2310-5828
1994-5639
DOI: 10.17853/1994-5639-2016-8-11-22
Сведения о поддержке: Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда в рамках проекта «Формирование практикоориентированной исследовательской деятельности педагога в многоуровневом университетском образовании» (регистрационный номер НИОКР 114071440036).
Источники: Образование и наука. 2016. №8
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
edscience_2016_8_003.pdf420,21 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.