Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/29474
Название: Взаимосвязь саморегуляции и личной профессиональной перспективы студентов
Другие названия: RELATIONSHIP OF SELF-REGULATION AND PERSONAL PROFESSIONAL PERSPECTIVE OF STUDENTS
Автор: Zavodchikov, D. P.
Manyakova, P. O.
Заводчиков, Д. П.
Манякова, П. О.
Дата публикации: 2018-02
Издатель: Российский государственный профессионально-педагогический университет
Библиографическое описание: Заводчиков, Д. П. Взаимосвязь саморегуляции и личной профессиональной перспективы студентов / Д. П. Заводчиков, П. О. Манякова // Образование и наука. — 2018. — № 1. — С. 116-135.
Аннотация: Introduction. Today, the problem of personal planning and realization of the individual professional future has become very urgent in the conditions of uncertainty of the social and economic environment development, fast updating of technologies and transformation of the world of professions. Therefore, skills of self-regulation and attraction of all psychological abilities of the individual are required to build up personal professional perspective.The aim of the publication is to present the results of the pilot study of the relationship of self-regulation parameters and components of personal professional perspective at the stage of vocational training. Methodology and research methods. The methodological basis of the research is subject-activity approach to the study of the phenomena “professional self-determination”. To obtain empirical data, V. I. Morosanova’s questionnaire “The Style of Self-Regulation of Behaviour” and the scheme of creation of the personal professional plan developed by E. A. Klimov and added with the valuable and moral components of self-determination offered by N. S. Pryazhnikov were applied. Mathematical-statistical processing of the results was carried out by means of the Kolmogorov-Smirnov test. The nonparametric Mann-Whitney U test was used for the comparative analysis; the Spearman’s rank correlation test was used for the correlation analysis.Results and scientific novelty. In the present article, the idea of self-determination of the subject in the professional sphere is discussed at the methodological level. Creation of personal professional perspective is shown as practical actions for predicting of the professional future under the developed behavioural self-regulation structures of the personality. The relationship of self-regulation and professional perspective (as the measured parameters of professional self-determination) was revealed at the empirical level on the sample of students of the Sverdlovsk Regional Teachers Training College. The distinctions of separate components degree of self-regulation and personal professional plan are found out among students of different years of studies. The essential relationships between the established indicators are designated. Practical significance. The research results can become a part of scientifically based concepts of regularities in the relationship of self-regulation process as the personal structure development in early ontogenesis, and formation of the professional future image at the stage of vocational training. The materials of the publication can be useful for teachers and lecturers of professional education and experts who are engaged in professional orientation work and psycho-pedagogical support for students of higher education institutions and colleges. 
Введение. В условиях неопределенности развития социально-экономической среды, быстрого обновления технологий и трансформации мира профессий актуализируется проблема личностного планирования и реализации индивидуального профессионального будущего, для решения которой требуются навыки саморегуляции и привлечение всех психологических способностей индивида. Цель публикации заключается в представлении результатов пилотажного исследования взаимосвязи параметров саморегуляции личности и компонентов личной профессиональной перспективы на этапе профессиональной подготовки. Методология и методики. Методологической основой исследования стал субъектно-деятельностный подход к изучению феномена «профессиональное самоопределение». Для получения эмпирических данных применялись опросник В. И. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения» и схема построения личного профессионального плана, разработанная Е. А. Климовым и дополненная ценностно-нравственными компонентами самоопределения, предложенными Н. С. Пряжниковым. Математико-статистическая обработка результатов производилась с помощью критерия Колмогорова – Смирнова. Для сравнительного анализа использовался непараметрический U-критерий Манна – Уитни; для корреляционного анализа – критерий Спирмана. Результаты и научная новизна. На методологическом уровне в статье обсуждается идея самоосуществления субъекта в профессиональной сфере. Построение личной профессиональной перспективы показано как практические действия по прогнозированию профессионального будущего в контексте сложившихся у личности структур саморегуляции поведения. На эмпирическом уровне на выборке студентов Свердловского областного педагогического колледжа выявлена взаимосвязь саморегуляции и профессиональной перспективы как измеряемых параметров профессионального самоосуществления. Обнаружены различия в выраженности отдельных компонентов саморегуляции и личного профессионального плана у учащихся разных курсов. Охарактеризованы существенные взаимосвязи между установленными показателями. Практическая значимость. Результаты исследования могут стать частью научно обоснованных представлений о закономерностях взаимосвязи процесса саморегуляции как складывающейся в раннем онтогенезе личностной структуры и формирования образа профессионального будущего на этапе профессиональной подготовки. Материалы публикации могут быть полезны преподавателям системы профессионального образования и специалистам, занимающимся профориентационной работой и психолого-педагогическим сопровождением студентов вузов и колледжей.
Ключевые слова: SELF-REALIZATION OF THE SUBJECT
PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION
FORECASTING OF THE PROFESSIONAL FUTURE
SELF-REGULATION
PERSONAL PROFESSIONAL PERSPECTIVE (PLAN)
VOCATIONAL TRAINING
САМООСУЩЕСТВЛЕНИЕ СУБЪЕКТА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО БУДУЩЕГО
САМОРЕГУЛЯЦИЯ
ЛИЧНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРСПЕКТИВА (ПЛАН)
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
ISSN: 2310-5828
1994-5639
DOI: 10.17853/1994-5639-2018-1-116-135
SCOPUS: 85062493295
WoS: 000461119600005
Сведения о поддержке: The research was performed within the financial support of the Russian Foundation for Humanities № 15–06–10480 “Space-Temporal Features of the Professional Transspective of the Subject of Post-Industrial Society”.
Исследование выполнено при поддержке Гранта РГНФ 15–06–10480 «Пространственно-временные особенности профессиональной трансспективы субъекта постиндустриального общества».
Источники: Образование и наука. 2018. №1
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
edscience_2018_1_007.pdf473,7 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.