Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/29524
Название: Определение языкового тождества представителей этносов юга Тюменской области как фактора влияния на образовательную деятельность
Другие названия: DETERMINING LINGUISTIC IDENTITY OF ETHNIC GROUPS AS THE INFLUENCING FACTOR ON EDUCATIONAL ACTIVITY (CASE STUDY OF REPRESENTATIVES LIVING IN THE SOUTH OF THE TYUMEN REGION)
Автор: Tsalikova, I. K.
Pakhotina, S. V.
Цаликова, И. К.
Пахотина, С. В.
Дата публикации: 2018-06
Издатель: Российский государственный профессионально-педагогический университет
Библиографическое описание: Цаликова, И. К. Определение языкового тождества представителей этносов юга Тюменской области как фактора влияния на образовательную деятельность / И. К. Цаликова, С. В. Пахотина // Образование и наука. — 2018. — № 5. — С. 142-164.
Аннотация: Introduction. Nowadays, in the modern world there is a marked tendency towards increasing mobility of the population. The problem of regular complex monitoring of migration processes is caused by the need for assimilation of representatives of the ethnic minorities arriving to the permanent residence to regions of Russia, which neither geographically, nor linguistically are areas with high concentrations of their native ethnic groups. Unfortunately, statistical information on migrants in the majority of regions is limited to the results of national population censuses. In the meantime, the lack of analytical work does not enable to solve effectively a number of essential social problems, including the field of education where teachers often face problems of training of pupils of multinational composition and have to consider a linguistic identity of ethnic minorities. The aim of the present article is to reveal and describe the principles of determination of linguistic identity of ethnic groups according to their influence on activity of subjects of education and educational policy of the region (the case study of the representatives of various ethnic groups, living in the south of the Tyumen Region, the town of Ishim).Methodology and research methods. The study was based on a comparative historical method of investigation. The main research methods involve: contentanalysis of legislative acts and documents; participant and non-participant observation over the migrants’ children during individual work on teaching the Russian and English languages; qualitative and quantitative analysis; the survey methods, including the expert questionnaires, conducted by specially developed techniques. Results and scientific novelty. The full linguistic representation of the city with the multinational population is given on the basis of the statistical data obtained from official sources and gained during the empirical research. The language strategies used by migrants are described. The complex of the principles that helps the representatives of various ethnic groups establish the linguistic identity is outlined. Positioning of linguistic self-identity is considered as the factor influencing educational activity of all its subjects. It is noted that the greatest difficulties with linguistic and social assimilation are experienced by migrants’ schoolaged children. It is shown how linguistic self-determination of school students and members of their families is related to the quality of children education at school.Practical significance. The research findings have important implications to adjust for the measures undertaken by the government for successful integration of migrants and their children into the ethnic Russian-speaking majority that is significantly important for effective functioning of the educational system. 
Введение. В современном мире заметна тенденция роста мобильности населения. Необходимость ассимиляции представителей национальных меньшинств, прибывающих на постоянное место жительства в регионы России, которые ни географически, ни лингвистически не являются территориями компактного проживания их родных этносов, актуализирует задачу регулярного комплексного мониторинга миграционных процессов. К сожалению, в большинстве регионов статистическая информация о мигрантах ограничена результатами национальных переписей населения. Вместе с тем, отсутствие аналитической работы не позволяет эффективно решать ряд насущных социальных задач, в том числе в области образования, где педагоги часто сталкиваются с проблемами обучения многонационального состава учеников и должны учитывать языковое своеобразие этнических меньшинств. Цель изложенного в статье исследования – на примере национального состава жителей одного из городов юга Тюменской области (г. Ишима) выявить и описать принципы определения языковой идентичности этносов с точки зрения их влияния на деятельность субъектов образования и образовательную политику региона. Методы и методики. Работа выполнялась с опорой на сравнительно-исторический метод. Использовались контент-анализ законодательных актов и документов; невключенное и включенное наблюдение за детьми мигрантов в ходе индивидуальной работы по преподаванию им русского и английского языков; качественный и количественный анализ; опрос, в том числе экспертный, по специально разработанным методикам. Результаты и научная новизна. На основе статистических данных, почерпнутых из официальных источников и полученных в результате эмпирического исследования, дана полная языковая картина города с многонациональным населением. Описаны языковые стратегии, применяющиеся в среде мигрантов. Обозначен комплекс принципов, по которым представители различных этносов устанавливают свое языковое тождество. Позиционирование языковой самоидентичности рассмотрено как фактор, воздействующий на образовательную деятельность всех ее субъектов. Констатируется, что наибольшие трудности с лингвистической и социальной ассимиляцией испытывают дети мигрантов школьного возраста. Показано, каким образом языковое самоопределение школьников и членов их семей связано с качеством процесса обучения детей в школе. Практическая значимость. Материалы исследования могут оказать помощь в коррекции мер, принимаемых органами управления для успешной интеграции мигрантов и их детей в среду русскоговорящего большинства, что, в частности, крайне важно для эффективного функционирования системы образования. 
Ключевые слова: LINGUISTIC REPRESENTATION
RUSSIA
LINGUISTIC IDENTITY
LANGUAGE STRATEGIES
MIGRANTS’ ENVIRONMENT
GENERAL EDUCATION
ETHNIC MAJORITY
POPULATION CENSUS
ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА
ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ
РОССИЯ
ЯЗЫКОВОЕ ТОЖДЕСТВО
ЯЗЫКОВЫЕ СТРАТЕГИИ
СРЕДА МИГРАНТОВ
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ЭТНИЧЕСКОЕ БОЛЬШИНСТВО
ПЕРЕПИСЬ НАСЕЛЕНИЯ
ISSN: 2310-5828
1994-5639
DOI: 10.17853/1994-5639-2018-5-142-164
SCOPUS: 85062573079
WoS: 000461121000007
Источники: Образование и наука. 2018. №5
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
edscience_2018_5_009.pdf488,59 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.