Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/29525
Название: Преодоление барьеров при реализации инклюзивного образования в вузе
Другие названия: ERADICATING THE BARRIERS TO INCLUSIVE HIGHER EDUCATION
Автор: Zorina, E. E.
Зорина, Е. Е.
Дата публикации: 2018-06
Издатель: Российский государственный профессионально-педагогический университет
Библиографическое описание: Зорина, Е. Е. Преодоление барьеров при реализации инклюзивного образования в вузе / Е. Е. Зорина // Образование и наука. — 2018. — № 5. — С. 165-184.
Аннотация: Introduction. Nowadays, people with disabilities (PWDs) and special educational needs must be empowered with high-quality university education for successful social integration in life. However, the current restricted access to inclusive higher education makes it hard to enhance their professional fulfillment and to find their role and place in the modern society. The aim of the research is the search for the answer how to eradicate barriers to inclusive higher education in the Russian universities. Methodology and research methods. The research is based on inclusive approach to education that enables to adapt the high school system of preparation for individual educational needs of students. The publications on the studied subject was analysed; the experience of the organization of inclusive education in foreign and Russian higher education institutions is studied and generalized. Results and scientific novelty. The attitudinal, physical, and academic barriers to inclusive higher education introduction and effective implementation in the Russian Federation are revealed and described in detail. The methodology of sustainable elimination of these barriers including preliminary evaluation, preparatory, final evaluation and activity stages is offered. The purposes of elimination of each of barriers are opened. Overcoming a physical barrier (by means of re-planning of buildings, re-equipment of classrooms and technical facilities) assumes creation of the inclusive infrastructural environment for the most comfortable training, communication and socialization of students with special educational needs. Full academic access to high-quality education means existence of the adapted educational programs, individual approach to training of PWDs, their psychological and pedagogical support from the faculty and other members of higher education institution. The attitudinal barrier involves socio-rehabilitational and correctional support as well as a complex of actions for socialization of students and development of their interpersonal communication. The question of attitudinal barrier is not appropriately covered by the Russian researchers. Therefore, the author emphasizes the need for overcoming the attitudinal barrier that is caused by the objectives of continuous self-improvement of students with special needs and development of their competitiveness. Furthermore, this barrier significantly influences physical and academic restrictions.Practical significance. The presented action framework for assistance of free access of people with disabilities to high-quality educational services will contribute to personal economic independence of this category of citizens, their successful socialization and professional fulfillment in the future. The research findings could be applied to any levels of professional training in various directions and specialties. 
Введение. Сегодня повышение качества жизни инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и их успешная социализация во многом зависят от получения ими качественного высшего образования, однако существующие ограничения в системе инклюзивного обучения затрудняют процесс профессиональной самореализации данной категории граждан и обретения ими своего места в обществе. Цель публикации – поиск ответа на вопрос, как устранить барьеры, препятствующие реализации инклюзивного образования в российских вузах. Методология и методы. Основой исследования ввиду его проблематики стал инклюзивный подход к образованию, позволяющий адаптировать вузовскую систему подготовки к индивидуальным образовательным потребностям студентов. Был произведен анализ литературы соответствующей тематики; изучен и обобщен опыт организации инклюзивного образования в зарубежных и российских вузах. Результаты и научная новизна. Выделены и детально охарактеризованы оценочный, физический и академический барьеры, мешающие внедрению и эффективному осуществлению инклюзивного высшего образования. Предложена методика последовательной ликвидации этих барьеров, включающая предварительно-оценочный, подготовительный, заключительно-оценочный и деятельностный этапы. Раскрыты цели устранения каждого из барьеров. Преодоление физического барьера (посредством перепланировки зданий, аудиторий, их технического оснащения) предполагает создание инклюзивной инфраструктурной среды для максимально комфортного обучения и коммуницирования студентов с особыми образовательными потребностями. Полный академический доступ к качественному образованию означает наличие адаптированных образовательных программ, индивидуальный подход к обучению студентов-инвалидов и учащихся с ОВЗ, их психолого-педагогическую поддержку со стороны профессорско-преподавательского состава и других работников вуза. Форсирование оценочного барьера подразумевает социально-реабилитационное и коррекционное сопровождение, а также комплекс мероприятий по социализации обучающихся и развитию их межличностного общения. Акцентирование автором необходимости преодоления оценочного барьера, который мало освещается отечественными исследователями, обусловлено задачами постоянного самосовершенствования студентов с особыми потребностями и развития их конкурентоспособности. Кроме того, данный барьер существенно влияет на физические и академические ограничения.Практическая значимость. Описанная в публикации система мер по содействию свободного доступа инвалидов и лиц с ОВЗ к качественным образовательным услугам обеспечит в будущем личную экономическую независимость данной категории граждан, поможет им успешно социализироваться и профессионально самореализоваться. Материалы статьи могут быть адаптированы ко всем уровням профессиональной подготовки по различным направлениям и специальностям. 
Ключевые слова: INCLUSIVE HIGHER EDUCATION
INDIVIDUALS WITH DISABILITIES AND SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS
ATTITUDINAL BARRIER
PHYSICAL BARRIER
ACADEMIC BARRIER
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ВУЗЕ
ИНВАЛИДЫ И ЛИЦА С ОВЗ
ОЦЕНОЧНЫЙ БАРЬЕР
ФИЗИЧЕСКИЙ БАРЬЕР
АКАДЕМИЧЕСКИЙ БАРЬЕР
ISSN: 2310-5828
1994-5639
DOI: 10.17853/1994-5639-2018-5-165-184
SCOPUS: 85062534865
WoS: 000461121000008
Источники: Образование и наука. 2018. №5
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
edscience_2018_5_010.pdf471,84 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.