Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/29534
Название: Функциональный анализ и функциональные карты квалификаций в контексте ECVET
Другие названия: FUNCTIONAL ANALYSIS AND FUNCTIONAL MAPS OF QUALIFICATIONS IN ECVET CONTEXT
Автор: Kopnov, V. A.
Shmurygina, O. V.
Shchipanova, D. E.
Dremina, M. A.
Papaloizou, L.
Orphanidou, Y.
Morevs, P.
Копнов, В. А.
Шмурыгина, О. В.
Щипанова, Д. Е.
Дремина, М. А.
Папалуиза, Л.
Орфанидоу, Я.
Морев, П.
Дата публикации: 2018-07
Издатель: Российский государственный профессионально-педагогический университет
Библиографическое описание: Функциональный анализ и функциональные карты квалификаций в контексте ECVET / В. А. Копнов, О. В. Шмурыгина, Д. Е. Щипанова, М. А. Дремина, Л. Папалуиза, Я. Орфанидоу, П. Морев // Образование и наука. — 2018. — № 6. — С. 90-117.
Аннотация: Introduction. Activation of the process of internationalisation and mobility in Russian Vocational Education and Training (VET) is quite possible by adapting principles and methodology of the European Credit Transfer System for Vocational Education and Training (ECVET). The need to achieve transparency of qualifications, recognition of learning outcomes in view of achieving qualifications, accumulation, comparison and transfer of learning outcomes becomes more apparent and urgent for integration processes of VET systems in Russia and European Union countries and is currently under consideration by the RUECVET project team. The aimis to adjust application of functional analysis to description of an occupation in terms of work functions with the following conversion of the defined functions into sets of learning outcomes necessary for characterizing a qualification. The ECVET principles and technical specifications form the context of the research in order to develop an adequate VET study programme for achieving the correspondent qualification of level 4 or 5 of the European Qualifications Framework (EQF) in the Russian education environment. Methodology and research methods. The methodology is based on the functional analysis of an occupational sector and the functions performed within it in such a manner that the following identification of the correspondent units of learning outcomes for the relevant qualification can be fulfilled. The research has been conducted by means of the content-analysis, modelling and expert estimation method.Results and scientific novelty. Comparative analysis of approaches to the design of occupations and qualifications in both national and European environments is presented in the article. The functional analysis is used for allocation of work functions and creation of units of learning outcomes related to a particular qualification. The procedure of applying functional analysis to an occupation as well as the technology of consequent construction of the functional map for the correspondent qualification taking into account the relevant educational and occupational standards and sectoral preferences have been elaborated. The result of the study is adaptation of methodology of functional analysis and verification of the developed procedure when constructing a functional map of the chosen qualification. The procedures are illustrated on the qualification of a lawyer achieved in the VET study programme “Legislation and Social Protection”, equivalent to level 5 of the European Qualifications Framework (EQF). Successful experiments with occupations of welders, electricians, web designers, hospitality managers and others related to the qualifications of level 4 and 5 of EQF have been also completed in RUECVET project, although are not described in the article due to the restricted volume.Practical significance. The derived procedures are useful for development of a set of detailed learning outcomes from functional mapping by allocating knowledge and skills and using the concept of unit of learning outcomes for compilation of a qualification in accordance with the relevant educational and occupational standards and employers’ understanding how the real work should be performed. The procedures are useful also for identifying units of learning outcomes to build an adequate VET study programme in ECVET context of Russian educational system. 
Введение. Активизации процессов мобильности и интернационализации в системе среднего специального и высшего российского образования способствует внедрение в нее методологии и инструментария European Credit System for Vocational Education and Training – ECVET (Европейской системы зачетных единиц для профессионального образования и обучения). Необходимость прозрачности приобретаемых студентами квалификаций, устанавливающихся посредством единых механизмов оценки, признания, накопления и сравнения результатов профессиональной подготовки, становится более очевидной и актуальной в связи с интеграцией образовательного пространства России и Европы. В настоящее время изыскания в этом направлении ведутся группой ученых, участвующих в пилотном международном проекте RUECVET1. Цель публикации – представить разработанную авторским коллективом исследователей методику описания квалификации – определения подразумевающихся под ней трудовых функций с последующим их преобразованием в показатели результатов обучения, характеризующих данную квалификацию, которая присваивается по завершении программы профессиональной подготовки. Методология и методы. В ходе работы в качестве методолого-методической базы использовались функциональный и сравнительный виды анализа, методы контент-анализа, моделирования и экспертной оценки. Результаты и научная новизна. Сопоставлены подходы к проектированию профессий и квалификаций, применяющиеся в странах Евросоюза и в Российской Федерации. Исходя из синтезированного опыта разных государств, адаптированного к российским экономическим и образовательным реалиям, выделены обобщенные трудовые функции ряда специальностей, соответствующих 4-му или 5-му уровням Европейской рамки квалификаций (EQF). На основе этих функций и с учетом содержания действующих образовательных и профессиональных стандартов, а также мнения работодателей сформированы блоки результатов обучения, требующихся для достижения определенного квалификационного уровня. Продемонстрирован процесс создания функциональной карты конкретной квалификации. Технология построения функциональной карты проиллюстрирована на примере специальности среднего профессионального образования «Право и организация социального обеспечения» (в EQF относится к 5-му уровню). Отмечается, что ряд подобных успешных экспериментов был проведен с профессиями сварщика, электрика, веб-дизайнера, специалиста по гостеприимству и др. Практическое значение. Предлагаемые процедуры детализации профессиональных знаний, умений, навыков и компетенций и комплектования из них блоков результатов обучения в виде функциональных карт для конструирования и оценки квалификации позволяют разрабатывать адекватные требованиям мирового рынка труда программы профессионального образования. Технология, основанная на функциональном анализе, отвечает принципам и техническим требованиям ECVET и дает возможность измерять и регистрировать результаты обучения согласно международной системе зачетных единиц (кредитов).
Ключевые слова: FUNCTIONAL ANALYSIS
VOCATIONAL EDUCATION AND TRAINING (VET)
VET STUDY PROGRAMME
LEARNING OUTCOMES
UNITS OF LEARNING OUTCOMES
EUROPEAN CREDIT TRANSFER SYSTEM FOR VOCATIONAL EDUCATION AND TRAINING (ECVET)
EUROPEAN QUALIFICATIONS FRAMEWORK (EQF)
RUECVET
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
БЛОКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
ЕВРОПЕЙСКАЯ СИСТЕМА ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ (ECVET)
ЕВРОПЕЙСКАЯ РАМКА КВАЛИФИКАЦИЙ (EQF)
RUECVET
ISSN: 2310-5828
1994-5639
DOI: 10.17853/1994-5639-2018-6-90-117
SCOPUS: 85062562857
WoS: 000461121100005
Сведения о поддержке: Education, Audio-visual and Culture Executive Agency, Erasmus+, ref. № 574097-EPP-1–2016–1-CYEPPKA2-CBHE-JP
Исполнительное агентство по образованию, аудиовизуальным средствам и культуре (проект № 574097-EPP-1–2016–1-CYEPPKA2-CBHE-JP
Источники: Образование и наука. 2018. №6
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
edscience_2018_6_007.pdf490,66 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.