Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/29535
Название: Исследование предметно-пространственной среды школы методом семантического дифференциала
Другие названия: INVESTIGATION OF THE SUBJECT-SPATIAL ENVIRONMENT OF THE SCHOOL BY THE METHOD OF SEMANTIC DIFFERENTIAL
Автор: Vinogradova, I. A.
Ivanova, E. V.
Nesterova, O. V.
Виноградова, И. А.
Иванова, Е. В.
Нестерова, О. В.
Дата публикации: 2018-07
Издатель: Российский государственный профессионально-педагогический университет
Библиографическое описание: Виноградова, И. А. Исследование предметно-пространственной среды школы методом семантического дифференциала / И. А. Виноградова, Е. В. Иванова, О. В. Нестерова // Образование и наука. — 2018. — № 6. — С. 118-138.
Аннотация: Introduction. Physical and psychological parameters of the school space have a significant impact on the motivation of a learning process and its results. Specificity of the school environment, its atmosphere and surroundings determine the meaning and nature of learning, a vector and activity of development and self-development of participants in the educational process, and determine their actions in it. This circumstance makes it necessary to develop reliable diagnostic tools that enable to study the environment of educational organizations, its impact on quality of activity and successful communications of school students and teachers. The aims of this article are the following: to reveal the possibilities of the comprehensive diagnostics of the school environment and its different spatial zones; to identify and compare the perception of school space by different participants of educational relations. Methodology and research methods. The main method of the research is Ch. Osgood’s Semantic Differential (SD) modified in the context of the features of the general stages of education. Data processing was carried out using the mid-group analysis, cross-group relations, and cluster and regression analysis using the method of step selection. Student’s t-test, Cronbach’s Alpha and Pearson’s Correlation were applied to test reliability and validity of the method of semantic differential and the received results.Results and scientific novelty. The level of suitability of a classical measurement technique by Ch. Osgood for the task solution is found out. Dichotomic pairs of characteristics of the subject-spatial environment of the school are singled out; the authors’ version of semantic differential is designed having applied those pairs. The hierarchical organization of the parameters of the subject-spatial environment of the school is proved; the level of comfort acts as the parameter integrating all its characteristics, which, however, is unequally regarded by students and teachers (total number of respondents sample was N = 661). Significant differences in the estimates of the subject-spatial environment in the groups of students and teachers (from p < 0.05 to p < 0.000) are established and described. Regression formulas for each group of participants of educational process are proposed; which can be followed to estimate optimum values of comfortable learning and professional-pedagogical activity as well as to adjust subject space of a certain school. Practical significance. The developed and approved diagnostic tool makes it possible to attract external and internal experts; to obtain the quantitative data that expand the field of application of mathematical statistics; and also can become a basis of the organization of longitudinal and comparative studies of the subject space of school. Regular monitoring can be considered as a predictor of psychological well-being conditions of an educational institution since the timely and exact estimates provide adoption of operational and effective measures for improvement of the environment of the educational organization in order to strengthen the efficiency of its performance and get better results of educational activity.
Введение. Физические и психологические параметры образовательного пространства оказывают существенное влияние на мотивацию процесса познания и его результаты. Специфика школьной среды, ее атмосфера и антураж во многом определяют смысл и характер обучения, вектор и активность развития и саморазвития его субъектов, детерминируют их поведение. Данное обстоятельство обусловливает необходимость создания надежного инструментария для изучения среды образовательных организаций и ее воздействия на качество деятельности и успешность коммуникаций школьников и педагогов. Цели статьи состоят в раскрытии возможностей комплексной диагностики предметной школьной среды в целом и ее частных зон; в выявлении и сравнении оценок школьного пространства, которые даются разными участниками образовательных отношений. Методы и методики. Основным методом изложенного в публикации исследования является «Семантический дифференциал» Ч. Осгуда, модифицированный с учетом особенностей общей ступени образования. Данные опросов учащихся и педагогов обрабатывались посредством методов среднегруппового анализа, межгрупповых связей, кластерного и регрессионного анализа с привлечением методики шагового отбора переменных. Для проверки надежности и валидности метода семантического дифференциала и полученных результатов применялись Т-критерий Стьюдента, коэффициент альфа Кронбаха и коэффициент корреляции Пирсона. Результаты исследования и научная новизна. В ходе пилотного этапа исследования выяснена степень пригодности классического варианта метода Ч. Осгуда для решения поставленных задач. Выделены дихотомические пары характеристик школьной предметно-пространственной среды, из которых сконструирована авторская версия семантического дифференциала. Обоснована иерархическая система параметров предметного пространства школы, где параметром, интегрирующим все его характеристики, выступает «комфортность», которая, однако, неодинаково расценивается обучающимися и педагогами (общая численность выборки респондентов составила N = 661). Установлена и описана значимость различий (от p < 0,05 до p < 0,000) в их понимании реального и идеального предметного образовательного пространства. Предложены регрессионные формулы для каждой группы субъектов образовательного процесса, следуя которым можно определить оптимальные значения комфортного обучения и профессионально-педагогической деятельности и скорректировать предметное пространство конкретной школы. Практическая значимость. Разработанный и апробированный диагностический инструмент, позволяющий привлекать внешних и внутренних экспертов и получать количественные данные, расширяющие поле применения математической статистики, может стать основой организации лонгитюдных и сопоставительных исследований предметного пространства школы. Регулярное проведение подобного мониторинга может рассматриваться как предиктор психологического благополучия образовательного учреждения, так как своевременный и точный прогноз обеспечивает принятие оперативных и действенных мер по улучшению среды образовательной организации с целью усиления эффективности ее функционирования и повышения результатов образовательной деятельности.
Ключевые слова: PERCEPTION OF SCHOOL SPACE
SUBJECT-SPATIAL ENVIRONMENT
SEMANTIC DIFFERENTIAL
CHARACTERISTICS OF THE SUBJECT-SPATIAL ENVIRONMENT
ВОСПРИЯТИЕ ШКОЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА
СЕМАНТИЧЕСКИЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ
ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ
ISSN: 2310-5828
1994-5639
DOI: 10.17853/1994-5639-2018-6-118-138
SCOPUS: 85062570755
WoS: 000461121100006
Источники: Образование и наука. 2018. №6
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
edscience_2018_6_008.pdf661,6 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.