Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/29538
Название: Теоретические и практические аспекты самооценки обучающихся
Другие названия: THEORETICAL AND PRACTICAL ASPECTS OF STUDENT SELF-ASSESSMENT
Автор: Saribeyli, F. R.
Сарибейли, Ф. Р.
Дата публикации: 2018-07
Издатель: Российский государственный профессионально-педагогический университет
Библиографическое описание: Сарибейли, Ф. Р. Теоретические и практические аспекты самооценки обучающихся / Ф. Р. Сарибейли // Образование и наука. — 2018. — № 6. — С. 183-194.
Аннотация: Introduction. The problems of assessment of student achievements as an indicator of the quality of knowledge and skills acquired by them are constantly in the focus of the pedagogical community and scientists involved in the development of education. Currently, the question of the objective measurement of learning outcomes is especially relevant because the priority task of education is the development of the student’s abilities to set independently learning goals, project ways of their implementation, monitor own actions, reflect own successes and failures and correct errors, in other words, the formation of the ability to learn independently. The traditional scoring system of grades is of little use to solve this problem since it is focused primarily on testing the reproductive level of mastering the training material and is aimed solely at external control, rather than improving the learning outcomes. In the new conditions, a new assessment system which includes self-control and self-assessment of students is required.The aim of the publication is to discuss the existing approaches to the formation of self-evaluation of students and the effective use of this pedagogical tool for monitoring and increasing the motivation to learning in the educational process. Methodology and research methods. The main research methods are theoretical analysis, synthesis, comparison and generalization of the content of scientific literature of the relevant subject matter.Results and scientific novelty. A new format for the learning outcomes assessment based on the collection of information on the achievements of the students from various sources and on the regular monitoring of their advancing progress along the individual educational trajectory is considered. Such a prolonged assessment is more informative than the usual marks which are set out in points, so it allows the teacher to promptly regulate the educational process and make timely correct decisions about its correction. In addition, it enables the student to participate in the procedures for assessing his/her own level of knowledge and develops his/her self-assessment skills. According to the initial targets, summative or forming types of self-assessment are identified. Its advantages as a mechanism for managing the educational process are shown: self-assessment contributes to the improvement of metacognitive abilities and the formation of critical (self-critical) thinking of students; activates their self-awareness; increases interest and motivation to learning; encourages to be independent subjects of the educational process, which is extremely important from the point of view of the strategy of lifelong learning.Practical significance. The materials of the article provide a comprehensive understanding of the phenomenon of students’ self-assessment as an obligatory element of the new educational paradigm, which has just begun to be introduced into everyday pedagogical practice.
Введение. Проблемы оценки достижений учащихся как показателя качества усвоенных ими знаний, умений и навыков постоянно находятся в зоне внимания педагогической сообщества и ученых, занимающихся развитием сферы образования. В настоящее время вопрос об объективном измерении результатов обучения особенно актуален в связи с тем, что приоритетной задачей образования становится развитие способностей ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать свои действия, рефлексировать собственные успехи и неудачи и исправлять ошибки – иначе говоря, формирование готовности самостоятельно учиться. Для решения данной задачи малопригодна традиционная балльная система оценок, ориентированная преимущественно на проверку репродуктивного уровня усвоения учебного материала и направленная исключительно на внешний контроль, а не на улучшение результатов учения. В новых условиях необходима новая система оценивания, включающая самоконтроль и самооценку обучающихся. Цель публикации – обсуждение существующих подходов к формированию самооценки обучающихся и эффективного использования в учебном процессе этого педагогического инструмента контроля и повышения мотивации к обучению. Методы. Основными методами исследования являются теоретический анализ, синтез, сравнение и обобщение содержания научной литературы соответствующей тематики. Результаты и научная новизна. Рассмотрен новый формат оценивания результатов обучения, который основан на сборе из различных источников сведений о достижениях учащихся, регулярном мониторинге их поступательного продвижения по индивидуальной образовательной траектории. Такое пролонгированное оценивание более информативно, чем привычные отметки, выставляемые в баллах, поэтому оно позволяет педагогу оперативно регулировать учебный процесс и принимать своевременные верные решения о его коррекции. Кроме того, оно дает возможность ученику участвовать в процедурах оценки собственного уровня знаний и развивает у него навыки самооценки. Согласно исходным целевым установкам выделены суммирующий или формирующий виды самооценки. Показаны ее преимущества как механизма управления образовательным процессом: самооценка содействует совершенствованию метакогнитивных способностей и становлению критического (самокритичного) мышления учащихся; активизирует их самосознание; повышает интерес и мотивацию к обучению; поощряет быть независимыми субъектами своего образования, что крайне важно с точки зрения стратегии обучения на протяжении всей жизни. Практическая значимость. Материалы статьи дают комплексное представление о феномене самооценки учащихся как обязательном элементе новой образовательной парадигмы, который пока только начал внедряться в повседневную педагогическую практику.
Ключевые слова: SELF-ASSESSMENT
TEACHER
STUDENT
TRAINING
REFLECTION
GRADE
ACHIEVEMENT
CLASS
INFORMATION
САМООЦЕНКА
УЧИТЕЛЬ
УЧЕНИК
ОБУЧЕНИЕ
РАЗМЫШЛЕНИЕ
ОЦЕНКА
ДОСТИЖЕНИЕ
КЛАСС
ИНФОРМАЦИЯ
ISSN: 2310-5828
1994-5639
DOI: 10.17853/1994-5639-2018-6-183-194
SCOPUS: 85062514326
WoS: 000461121100009
Источники: Образование и наука. 2018. №6
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
edscience_2018_6_011.pdf416,12 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.