Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/29548
Название: Психологическая готовность педагогов СПО к освоению новых видов деятельности в условиях профессиональной реориентации
Другие названия: PSYCHOLOGICAL READINESS OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION TEACHERS FOR MASTERING NEW ACTIVITIES IN THE CONTEXT OF PROFESSIONAL REORIENTATION
Автор: Khasanova, I. I.
Kotova, S. S.
Хасанова, И. И.
Котова, С. С.
Дата публикации: 2018-09
Издатель: Российский государственный профессионально-педагогический университет
Библиографическое описание: Хасанова, И. И. Психологическая готовность педагогов СПО к освоению новых видов деятельности в условиях профессиональной реориентации / И. И. Хасанова, С. С. Котова // Образование и наука. — 2018. — № 7. — С. 147-167.
Аннотация: Introduction. In the context of fundamental changes which have occurred in the last decades in the world of professions and transition from monoprofessionalism to poly-professionalism, a modern man needs to have an ability to freely navigate the modern labour market, to quickly diversify contents and quality of the professional activity, and, if thought appropriate, to change an occupation without difficulty. Nowadays, the requirements for the teachers of vocational training are designed in a completely different way to provide high-quality lifelong learning. The aim of the research is to reveal the psychological readiness of teachers of vocational school for the development of new types of learning activities in the conditions of a professional reorientation. Methodology and research methods. The methodological framework of the present research is based on conceptual provisions of the personal-focused, subject, competency-based and system approaches to vocational education, as well as theories of the psychology of abilities and organization of continuing the professional education of adults. General scientific methods such as analysis, synthesis, specification and generalization were applied. Techniques of psychological and pedagogical observation and questionnaire were used at the diagnostic phase of the study as the leading ones.Results and scientific novelty. The concepts of “professionalization”, “professional self-determination”, “transprofessional competencies” and “psycho-pedagogical assistance” are clarified. It is stated that under the increasingly complex socio-cultural and professional environment there is the need for pedagogical personnel capable to carry out continuing training and retraining of mid-level professionals for the real sector of the economy and the social sphere in compliance with the international standards and advanced technologies. Based on the content of scientific sources, a list of systematically important transprofessional competencies to provide psychological readiness of teachers of vocational school for new kinds of activities is drawn up. Results of a diagnostic questioning are described; the respondents were teachers and employees of methodical offices of vocational-oriented education of various colleges of Yekaterinburg and Novouralsk who do not have a basic pedagogical education. Using the processing of the obtained data, it is established that teachers, on the one hand, understand the essence and objectives of their work; on the other, they can not independently respond to their personal needs to reevaluate own professional position due to the use of outdated methods and stereotypic ways of training. Conclusions are drawn that most of the interviewed teachers have no ability to conduct overtime professional activity that enables to carry a standard teaching load; a considerable part of teachers need acquisition of additional pedagogical and transprofessional competencies. The authors outlined the proposal to develop a combinatory technology of psycho-pedagogical support for teachers of vocational schools to improve the current situation. The functionality of this technology, its tasks, structural components, possible methods and estimated effects of its implementation in practice of the SPE (Secondary Professional Education) system are noted. Practical significance. The materials of the present paper can be useful for managerial staff, psychologists and training specialists of the SPE system who are engaged in the issues of teacher professional development. 
Введение. В связи с кардинальными переменами, которые происходят в последнее десятилетия в мире профессий, переходом от монопрофессионализма к полипрофессионализму современному человеку нужно обладать способностью свободно ориентироваться на рынке труда, умением оперативно диверсифицировать содержание и качество своей профессиональной деятельности, а при необходимости радикально менять род занятий. Становятся иными и требования к педагогам профессиональной подготовки, призванным обеспечить качественное обучение и переобучение граждан в течение всей жизни. Цель исследования, изложенного в данной статье, – выявление психологической готовности педагогов профессиональной школы к освоению новых видов деятельности в условиях профессиональной реориентации. Методология и методики. Методологическую основу работы составили концептуальные положения личностно-ориентированного, субъектного, компетентностного и системного подходов к профессиональному обучению, а также теорий психологии способностей и организации непрерывного профессионального образования взрослых. В процессе изыскания применялись общенаучные методы – анализ, синтез, конкретизация и обобщение. На констатирующем этапе исследования в качестве ведущих методик использовались психолого-педагогическое наблюдение и анкетный опрос. Результаты и научная новизна. Уточнены понятия «профессионализация», «профессиональное самоопределение» «транспрофессиональные компетенции» и «психолого-педагогическое содействие». Констатируется усиливающаяся на фоне непрестанно усложняющейся социокультурной и профессиональной среды потребность в педагогических кадрах, способных осуществлять непрерывную подготовку и переобучение рабочих и специалистов среднего звена для реального сектора экономики и социальной сферы в соответствии с мировыми стандартами и передовыми технологиями. С опорой на содержание научных источников составлен перечень системообразующих транспрофессиональных компетенций, обеспечивающих психологическую готовность педагогов профессиональной школы к новым видам деятельности. Описаны результаты диагностического анкетирования, участниками которого были не имеющие базового педагогического образования преподаватели и работники методических отделений профориентации различных колледжей Екатеринбурга и Новоуральска. На основе обработки полученных данных установлено, что педагоги, с одной стороны, понимают суть и задачи своей работы, с другой – не могут самостоятельно рефлексировать личные потребности в пересмотре собственной профессиональной позиции, чем, очевидно, объясняется использование ими устаревших и стереотипных способов и методов обучения. Сделаны выводы о том, что у большинства опрошенных преподавателей отсутствует способность к осуществлению сверхнормативной профессиональной деятельности, позволяющая выдерживать активную учебную нагрузку; значительная часть из них нуждается в приобретении дополнительных педагогических и транспрофессиональных компетенций. Для исправления ситуации предлагается разработать комбинаторную технологию психолого-педагогического сопровождения педагогов профессиональной школы. Обозначены функционал данной технологии, ее задачи, структурные компоненты, возможные методы и предполагаемые эффекты от внедрения в практику системы СПО (среднего профессионального образования). Практическая значимость. Материалы публикации могут быть полезны руководителям, психологам и методистам организаций и подразделений системы СПО, занимающимся вопросами повышения педагогической квалификации. 
Ключевые слова: PROFESSIONAL REORIENTATION
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASSISTANCE
PROFESSIONALIZATION
POLY-PROFESSIONALISM
TRANSPROFESSIONAL COMPETENCIES
THE PSYCHOLOGICAL READINESS OF THE SUBJECT TO LIFELONG EDUCATION
PSYCHO-PEDAGOGICAL ASSISTANCE
THE TECHNOLOGY OF PSYCHO-PEDAGOGICAL ASSISTANCE
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕОРИЕНТАЦИЯ
ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ
ПОЛИПРОФЕССИОНАЛИЗМ
ТРАНСПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ СУБЪЕКТА К НЕПРЕРЫВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОДЕЙСТВИЕ
ТЕХНОЛОГИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОДЕЙСТВИЯ
ISSN: 2310-5828
1994-5639
DOI: 10.17853/1994-5639-2018-7-147-167
SCOPUS: 85063336831
WoS: 000461121300007
Источники: Образование и наука. 2018. №7
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
edscience_2018_7_009.pdf326,14 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.