Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/29553
Название: Процесс обучения с позиции междисциплинарных исследований
Другие названия: THE LEARNING PROCESS FROM THE PERSPECTIVE OF INTERDISCIPLINARY RESEARCH
Автор: Osmolovskaya, I. M.
Krasnova, L. A.
Осмоловская, И. М.
Краснова, Л. А.
Дата публикации: 2018-10
Издатель: Российский государственный профессионально-педагогический университет
Библиографическое описание: Осмоловская, И. М. Процесс обучения с позиции междисциплинарных исследований / И. М. Осмоловская, Л. А. Краснова // Образование и наука. — 2018. — № 8. — С. 9-27.
Аннотация: Introduction. It is presently well understood that growth in new scientific knowledge often arises at the interface between different disciplines. Thus, the current growth in interdisciplinary research may be seen as a consequence of the logic of scientific development – from the highly specialized study of objects and phenomena to integration in terms of information gained through diverse scientific spheres that enable us to receive new knowledge. This paper presents a description of ongoing research (the beginning of which was covered in the Education and Science Journal1) into the developmental tendencies of key didactic concepts due to an expansion of the experimental field through the inclusion of achievements from related areas of knowledge (psycho-didactics, cognitive didactics, socio-didactics, lingo-didactics, etc). The aim of this research stage was to reveal how the results of interdisciplinary research dynamically influence ideas about the process of educational development. Methodology and research methods. In the course of the research, the authors analysed scientific literature in the field of interdisciplinary research, compared the results of interdisciplinary research and their generalisation, and contrasted the research outcomes with existing ideas about the learning process. Results and scientific novelty. Based on the allocated and formulated features of interdisciplinary research applicable to a field of education, the “enriching model” (integrated psychology, didactics and methodology of teaching mathematics in the 5th-9th grades) developed by E. G. Gelfman and M. A. Kholodnaya) was used as an example. It was established that interdisciplinary research involves not just elements, data and new developments from different scientific spheres, but also uses a conceptual framework, a methodological base and the tools of various scientific branches integrated into the interdisciplinary space. Moreover, interdisciplinary research rediscovers available knowledge and finds new zones for theoretical and practical application. The valuable interaction between didactics and cognitive science was shown. Didactics is informed by qualitatively new scientific bases when designing learning process models through the cognitively-structured knowledge and forms of representation that provide knowledge transfer, knowledge of neural activity that happens in the brain at the moment of cognitive actions, bio-physiological restrictions of cognitive processes, etc. However, despite an initial stage of formation of many scientific directions related to didactics, the authors concluded that these disciplines already have a significant effect on the perceptive process of learning, in terms of its functions and structural components. The learning process is seen as more comprehensive and complete in the context of developmental cognitive structures of knowledge, formation of a linguistic picture of the world and social support for students. Practical significance. In pedagogy, analysing interdisciplinary research identifies promising trends in the development of classical, non-classical and post-non-classical scientific paradigms as well as didactics (science focused on the best teaching methods). Moreover, interdisciplinary research provides the effective design of various learning models in a scientifically rigorous context. 
Введение. Известно, что на современном этапе большая часть новых научных знаний возникает на стыке разных, иногда достаточно далеких друг от друга дисциплин. Рост количества междисциплинарных исследовательских работ и проектов обусловлен логикой развития науки – от узкоспециального изучения предметов и явлений к интеграции сведений о них из различных научных сфер, позволяющей получить новое знание. В статье описывается продолжение опубликованного в одном из предшествующих номеров журнала «Образование и наука»1 исследования тенденций эволюции концептуальных положений дидактики за счет расширения ее экспериментального поля посредством включения в него достижений смежных с педагогикой областей знания: психодидактики, когнитивной дидактики, социодидактики, лингводидактики и др. Цель очередного этапа исследования – выяснить, каким образом результаты междисциплинарных изысканий воздействуют на динамику представлений о процессе обучения. Методология и методики. В ходе работы производились анализ научной литературы о феномене междисциплинарности в образовании, сравнение и обобщение итогов соответствующих междисциплинарных исследований, выводы которых были сопоставлены со сложившимися концептуальными подходами к процессу обучения. Результаты и научная новизна. С опорой на выделенные и сформулированные авторами признаки междисциплинарного исследования, приложимые к области образования, в качестве примера рассмотрена разработанная М. А. Холодной и Э. Г. Гельфман «обогащающая модель» обучения, в которой интегрируются психология, дидактика и методика преподавания математики в 5–9-х классах. Показано, что междисциплинарное исследование не просто задействует элементы, сведения и открытия из разных научных сфер, но, используя понятийный аппарат, методологическую базу и инструментарий интегрирующихся в междисциплинарном пространстве научных отраслей, как бы заново «открывает» имеющиеся знания и обнаруживает новые зоны их теоретического и практического применения. Продемонстрирована ценность взаимодействия дидактики и когнитивистики. Благодаря использованию знаний о когнитивных структурах и формах их репрезентации, обеспечивающих передачу знаний; о нейронной активности мозга при осуществлении познавательных действий; биолого-физиологических ограничениях когнитивных процессов и пр. дидактика получает качественно новые научные основания для проектирования и конструирования отвечающих вызовам времени моделей процесса обучения. Сделан вывод о том, что, несмотря на начальную стадию становления многих пограничных с дидактикой научных направлений, они уже оказывают существенное влияние на понимание процесса обучения, его функций и структурных компонентов. Данный процесс видится более полно и объемно в контексте развития когнитивных механизмов познания, формирования языковой картины мира и с точки зрения социальной поддержки обучающихся. Практическая значимость. Анализ содержания и результатов междисциплинарных исследований в области педагогики указывает на их перспективность и потенциал для развития в русле как классической, так и неклассической и постнеклассической научных парадигм всей системы образования в целом и ее неотъемлемой части – дидактики. Кроме прочего подобные исследования дают возможность аргументированно, строго научными методами, с позиций не только дидактики, но и смежных наук провести экспертизу и спрогнозировать эффективность разрабатываемых моделей обучения.
Ключевые слова: DIDACTICS
LEARNING PROCESS
INTERDISCIPLINARY RESEARCH
PSYCHODIDACTICS
COGNITIVE DIDACTICS
ДИДАКТИКА
ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
ПСИХОДИДАКТИКА
КОГНИТИВНАЯ ДИДАКТИКА
ISSN: 2310-5828
1994-5639
DOI: 10.17853/1994-5639-2018-8-9-27
SCOPUS: 85063339284
WoS: 000461121600001
Сведения о поддержке: The article was prepared within the framework of the state task of the Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education (2017–2019), “Methodological Support and Procedural Guidelines of Interdisciplinary Research in the Sphere of Education” (Project № 27.8520.2017/BCh).
Работа выполнена согласно государственному заданию «Методологическое обеспечение междисциплинарных исследований в сфере образования» (№ 27.8520.2017/БЧ), порученному ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» на период 2017–2019 гг.
Источники: Образование и наука. 2018. №8
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
edscience_2018_8_003.pdf493,92 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.