Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/29569
Полная запись метаданных
Поле DCЗначениеЯзык
dc.contributor.authorZakharova, I. G.en
dc.contributor.authorЗахарова, И. Г.ru
dc.date.accessioned2019-11-08T19:07:06Z-
dc.date.available2019-11-08T19:07:06Z-
dc.date.issued2018-12-
dc.identifier.citationЗахарова, И. Г. Методы машинного обучения для информационного обеспечения управления профессиональным развитием студентов / И. Г. Захарова // Образование и наука. — 2018. — № 9. — С. 91-114.ru
dc.identifier.issn2310-5828-
dc.identifier.issn1994-5639-
dc.identifier.otherhttps://www.edscience.ru/jour/article/view/1037en
dc.identifier.otherhttps://www.scopus.com/record/display.uri?origin=resultslist&eid=2-s2.0-85063327519scopus_url
dc.identifier.urihttps://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/29569-
dc.description.abstractIntroduction. Professional development of students requires effective interaction with teachers, scientists, university administrators, students, representatives of professional community and labour market. The effectiveness of this interaction resulted from its information support, based on reliable information, promptly provided to all the members of learning process. The aim of this paper was to study the machine learning methods potential for the effective management of learning process by the example of implementing information support component designed to diagnose and predict the professional development of students based on automatic text analysis. Methodology and research methods. The theoretical basis of the research involved modelling of students’ professional development using the analysis of textual informative and professional relevance in written works of students. To identify the characteristics of professional development, a computer cluster analysis of texts was carried out using the K-means method of clustering. The Bayes method was used to construct a model for classifying students from the standpoint of identified features. Results and scientific novelty. A computer analysis of texts relating to different stages of learning for the evaluation of general and special vocabulary was performed. Regularities in the dynamics of students’ use of general scientific and professional terminology were revealed. Accordingly, the groups with certain trends of educational behaviour of students were formed. It was shown how this differentiation, based on the complex of previously selected dynamic indicators characterising the changes of professional vocabulary, expands the possibilities for diagnostics and forecasting of professional growth of students. The author notes that the efficiency of similar intellectual systems is determined not only by the continued database up-dating, i.e. the amount of data in turn influence the accuracy of model of students’ classification and, consequently, the forecast of students’ professional development. Equally important is the improvement of knowledge base, which contains the criteria of professional development and complies with the requirement of basic dictionaries relevance. In addition, supportive procedures should be carried out with participating of the representatives of professional community. Practical significance. The information support provided for the management of professional development of students can be used both for operational decision making and developing content and technologies for educational process. This means students can evaluate the dynamics of own performance in comparison with earlier works, classmates’ work, target indicators of the use of general scientific and professional terminology. This information management component allows teachers to monitor the content of texts and easily determine the authorship of content of learner’s general frequency vocabulary and the dynamics of its change. The representatives of labour market along with access to information on the current progress of a student can define his or her prospects as a future worker. Heads of educational programmes, university administrators receive objective information about the content of disciplines as their study is reflected in the students’ professional development.en
dc.description.abstractВведение. Профессиональное развитие студентов требует эффективного взаимодействия обучающихся с преподавателями, научными работниками и администрацией вуза, а также с другими обучающимися, представителями профессионального сообщества и агентами рынка труда. Результативность таких коммуникаций обусловлена их информационным обеспечением, оперативно предоставляющим достоверные сведения всем субъектам образовательного процесса. Цель изложенного в статье исследования – изучение потенциала методов машинного обучения для действенного управления образовательным процессом на примере реализации компонента информационного обеспечения, предназначенного для диагностики и прогнозирования профессионального развития обучающихся посредством автоматического анализа их текстов. Методология и методы. Теоретической базой исследования послужило моделирование профессионализации студентов с помощью компьютерного анализа информативности и профессиональной актуальности текстов их письменных работ. Для определения специфики профессионального развития разных групп будущих специалистов был задействован метод кластеризации k-средних. При построении модели классификации обучающихся применялся статистический метод распознавания Байеса. Результаты и научная новизна. С тем чтобы оценить общий и специальный словарный запас учащихся, была выполнена программная обработка текстов, написанных на разных этапах образовательного процесса в вузе. Выявлены закономерности и особенности усвоения студентами общенаучной и профессиональной терминологии. Исходя из этого сформированы группы учащихся, каждой из которых свойственны определенные тренды образовательного поведения. Продемонстрировано, как такая дифференциация, основанная на комплексе предварительно отобранных динамических показателей, характеризующих изменения профессионального лексикона, расширяет возможности диагностики и прогнозирования профессионального роста учащихся. Оговаривается, что эффективность подобных интеллектуальных систем определяется не только постоянным пополнением базы данных, от объема которых зависит точность модели классификации обучающихся и, соответственно, прогноза их профессионализации. Не менее важную роль играет совершенствование базы знаний, содержащей критерии профессионального развития, и соблюдение требования актуальности базовых словарей, поддержка которой может и должна осуществляться с участием представителей профессионального сообщества. Практическая значимость. Предлагаемое информационное обеспечение управления профессиональным развитием учащихся может использоваться как для принятия оперативных решений, так и при разработке содержания и технологий образования. Благодаря такой системе студенты могут оценить результаты собственной подготовки, сопоставляя свои достижения с более ранними работами, работами однокурсников, целевыми показателями употребления общенаучной и профессиональной терминологии. Преподавателям данный компонент информационного обеспечения позволяет проводить мониторинг терминологической содержательности созданных студентами текстов и легко определять их авторство по частотности общего словаря обучающегося и характеру изменений используемой лексики. Представители рынка труда наряду с доступом к информации о текущей успеваемости студента могут определить его перспективы как будущего работника. Для руководителей образовательных программ и администрации вуза открываются новые возможности получать объективную информацию о содержательности тех или иных дисциплин, судя по тому как их изучение отражается на общем и профессиональном уровнях развития студентов.ru
dc.description.sponsorshipRussian Foundation for Basic Research (grant № 18–013–00106)en
dc.description.sponsorshipРоссийский фонд фундаментальных исследований (проект № 8–013–00106)ru
dc.format.mimetypeapplication/pdfen
dc.language.isoruen
dc.publisherРоссийский государственный профессионально-педагогический университетru
dc.relation.ispartofОбразование и наука. 2018. №9ru
dc.rightsinfo:eu-repo/semantics/openAccessen
dc.rightsAuthors who publish with this journal agree to the following terms: Authors retain copyright and grant the journal right of first publication with the work simultaneously licensed under a Creative Commons Attribution License that allows others to share the work with an acknowledgement of the work's authorship and initial publication in this journal. Authors are able to enter into separate, additional contractual arrangements for the non-exclusive distribution of the journal's published version of the work (e.g., post it to an institutional repository or publish it in a book), with an acknowledgement of its initial publication in this journal. Authors are permitted and encouraged to post their work online (e.g., in institutional repositories or on their website) prior to and during the submission process, as it can lead to productive exchanges, as well as earlier and greater citation of published work (See The Effect of Open Access).en
dc.rightsАвторы, публикующие статьи в данном журнале, соглашаются на следующее: Авторы сохраняют за собой авторские права и предоставляют журналу право первой публикации работы, которая по истечении 6 месяцев после публикации автоматически лицензируется на условиях Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим распространять данную работу с обязательным сохранением ссылок на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале. Авторы имеют право размещать их работу в сети Интернет (например в институтском хранилище или персональном сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению и большему количеству ссылок на данную работу (См. The Effect of Open Access).ru
dc.sourceОбразование и наукаru
dc.subjectPROFESSIONAL DEVELOPMENTen
dc.subjectEDUCATIONAL PROCESSen
dc.subjectDIAGNOSTICSen
dc.subjectFORECASTINGen
dc.subjectINFORMATION SUPPORTen
dc.subjectMACHINE LEARNINGen
dc.subjectTEXT ANALYSISen
dc.subjectПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕru
dc.subjectОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕССru
dc.subjectДИАГНОСТИКАru
dc.subjectПРОГНОЗru
dc.subjectИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕru
dc.subjectМАШИННОЕ ОБУЧЕНИЕru
dc.subjectАНАЛИЗ ТЕКСТОВru
dc.titleМетоды машинного обучения для информационного обеспечения управления профессиональным развитием студентовru
dc.title.alternativeMachine Learning Methods of Providing Informational Management Support for Students’ Professional Developmenten
dc.typeArticleen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/articleen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/publishedVersionen
dcterms.audienceOtheren
dcterms.audienceParents and Familiesen
dcterms.audienceResearchersen
dcterms.audienceSchool Support Staffen
dcterms.audienceStudentsen
dcterms.audienceTeachersen
local.description.firstpage91-
local.description.lastpage114-
local.issue9-
local.volume20-
local.identifier.doi10.17853/1994-5639-2018-9-91-114-
local.identifier.scopus85063327519-
local.identifier.eid2-s2.0-85063327519-
local.identifier.otherWOS:000461121900005wos
local.identifier.wos000461121900005-
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
edscience_2018_9_007.pdf643,26 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.