Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/29591
Название: Анализ профессионально-образовательной проблематики при обосновании компетенций специалиста производственного кластера
Другие названия: An Analysis of the Vocational-Educational Problematics for Substantiating Production Specialist Competencies
Автор: Steinberg, V. E.
Vakhidova, L. V.
Gabitova, E. M.
Штейнберг, В. Э.
Вахидова, Л. В.
Габитова, Э. М.
Дата публикации: 2019-02
Издатель: Российский государственный профессионально-педагогический университет
Библиографическое описание: Штейнберг, В. Э. Анализ профессионально-образовательной проблематики при обосновании компетенций специалиста производственного кластера / В. Э. Штейнберг, Л. В. Вахидова, Э. М. Габитова // Образование и наука. — 2019. — № 1. — С. 59-81.
Аннотация: Introduction. Today, the system of secondary vocational education (SVE) is faced by a multi-factorial problem: the training of qualified specialists, taking into account approved federal unified standards; the fulfillment of potential employers’ requirements, which often do not coincide with these standards; and the determination of rapid responses to continuous changes in labour market conditions, i. e. the requirement for a qualitative human resources upgrade in regional production clusters and holding companies, as well as numerous small enterprises. The aim of the research was to develop a methodology for analysing vocational-educational problematics. The methodology was designed for the differentiation, specification and justification of relevant specialised competencies, which complement universal and general professional competencies documented in educational standards.Methodology and research methods. As a research methodology, a causal approach was used, specifically implemented in the form of a multi-dimensional matrix informing a stage-by-stage analysis, which links the need for qualified personnel (experts, who have necessary competencies) with the pedagogical conditions for their preparation (formation of necessary competencies in students).Results and scientific novelty. We present a recommendation for the organisational and content-based improvement of specialist education in terms of key SVE tasks and factors. This education should be conducted by means of systematic identification and assessment of multi-dimensional regional and sectoral needs for trained personnel, projections of results of monitoring on educational programmes and development of means for the acquisition of the relevant skills. The structure and algorithm of multi-dimensional matrix analysis, providing a stageby-stage presentation of problems found in industrial enterprises concerning specified SVE graduate competencies, are described and visually presented. This also enables to effectively build and timely adjust the learning process of really demanded, competitive experts capable to realise innovative projects, to master and create new equipment, i. e. to keep the successful operation and development of production and economics of a region and a country in general. The logic-semantic model of formation of transprofessional competencies, which integrates technological, informational, legislative and communicative-interprofessional components, is designed. The model consists of eight coordinate axes (“Structure of package tasks”, “Significant factors”, “Components”, “Theoretical bases”, “Implementation”, “Criteria of formation of competencies”, “Result”, “Strategic partners”) and reflects internal interrelations between all the elements of process of vocational education.Practical significance. The materials of the research and its results complement the theory and practice of vocational education, on the one hand, by new tools for development of federal and other standards, on the other hand, by methodological means of rational choice and justification through the introduction of the specific profile of variable professional competencies into SVE programmes. The authors proposed the methodological and graphic solutions of the problems and the recommendations, which can be used in the organisations of vocational education.
Введение. Сегодня системе среднего профессионального образования (СПО) приходится решать многофакторную задачу – готовить квалифицированных специалистов, ориентируясь на утвержденные федеральные унифицированные нормативы, учитывать часто несовпадающие с этими нормативами требования потенциальных работодателей выпускников и оперативно реагировать на непрерывные изменения конъюнктуры рынка труда – запросы на новое, повышенное качество кадрового состава региональных производственных кластеров и холдингов, а также многочисленных малых предприятий.Цель изложенного в публикации исследования состояла в разработке методики анализа профессионально-образовательной проблематики, предназначенной для дифференциации, детализации и обоснования актуальных специализированных компетенций, дополняющих зафиксированные в образовательных стандартах универсальные и общепрофессиональные компетенции. Методология и методики. Работа выполнялась с опорой на каузальный или причинно-следственный, подход, воплощенный в форме многомерно-матричного поэтапного анализа, связывающего производственные потребности в квалифицированных кадрах (специалистах, обладающих необходимыми компетенциями) с педагогическими условиями их подготовки (формирования у обучающихся этих необходимых компетенций). Результаты и научная новизна. Исходя из основных факторов ключевой для СПО задачи, предложена концепция совершенствования организации и содержания подготовки специалистов посредством планомерного выявления и оценки многоаспектных варьирующихся нужд регионального производственного сектора в обученных кадрах и проецирования результатов данного мониторинга на образовательные программы и способы их усвоения. Описаны и визуально представлены структура и алгоритм многомерно-матричного анализа, проведение которого предусматривает поэтапное наложение обнаруживаемых у отраслевых предприятий проблем на перманентно уточняющиеся компетенции выпускников СПО, что позволяет эффективно выстраивать и своевременно корректировать процесс подготовки действительно востребованных, конкурентоспособных специалистов, готовых претворять в жизнь инновационные проекты, осваивать и создавать новую технику, т. е. поддерживать успешное функционирование и развитие производства и экономики региона и страны в целом. Сконструирована логико-смысловая модель формирования транспрофессиональных компетенций, объединяющих технологические, информационные, нормативно-правовые и коммуникативно-межпрофессиональные компоненты. Модель, состоящая из восьми координатных осей («Структура пакетных задач», «Значимые факторы», «Компоненты», «Теоретические основы», «Практическая реализация», «Критерии сформированности компетенций», «Результат», «Стратегические партнеры»), отражает внутренние взаимосвязи между всеми элементами процесса профессиональной подготовки. Практическая значимость. Материалы исследования и его результаты дополняют теорию и практику профессионального образования, с одной стороны, новым инструментарием для разработки федеральных и иных стандартов, с другой – методическими средствами рационального выбора и обоснования введения в программы СПО конкретного профиля вариативных профессиональных компетенций. Предложенные авторами методические и графические решения обсуждаемых в статье проблем и подготовленные на их основе рекомендации могут быть массово использованы в организациях профессионального образования.
Ключевые слова: VOCATIONAL EDUCATION
CAUSAL APPROACH
MULTI-DIMENSIONAL MATRIX ANALYSIS
SPECIALISED AND ADDITIONAL COMPETENCIES
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
КАУЗАЛЬНЫЙ ПОДХОД
МНОГОМЕРНО-МАТРИЧНЫЙ АНАЛИЗ
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
ISSN: 2310-5828
1994-5639
DOI: 10.17853/1994-5639-2019-1-59-81
SCOPUS: 85063319988
WoS: 000461122900003
Идентификатор РИНЦ: 37057169
Источники: Образование и наука. 2019. №1
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
edscience_2019_1_005.pdf775,78 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.