Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/29604
Название: Актуальные смысловые состояния педагогов, переживающих профессиональный кризис личности
Другие названия: RELEVANT CONCEPTS OF A TEACHER’S STATE WHEN EXPERIENCING PROFESSIONAL IDENTITY CRISIS
Автор: Sadovnikova, N. O.
Mirzaahmedov, A. M.
Садовникова, Н. О.
Мирзаахмедов, А. М.
Дата публикации: 2019-03
Издатель: Российский государственный профессионально-педагогический университет
Библиографическое описание: Садовникова, Н. О. Актуальные смысловые состояния педагогов, переживающих профессиональный кризис личности / Н. О. Садовникова, А. М. Мирзаахмедов // Образование и наука. — 2019. — № 2. — С. 113-131.
Аннотация: Introduction. Recently, a professional activity and development of a teacher has been carried out in the context of permanent changes in the education system. The necessity to adapt to innovations is accompanied by an increase in tension, in resistance and in the probability of destructive tendencies in teacher’s personality and professional crisis that can face the teacher in the process of professionalisation. A constructive resolution of crisis leads the teacher to the transition to a new stage of professional development and enrichment of his or her professional and personal potential. The non-constructive resolution of the crisis leads to stagnation of the teacher and increased destruction of the personality. In light of this, it is relevant to study the peculiarities of the teacher’s professional personality crisis and to identify the mechanisms for successful recovery from the crisis. The aim of the present article was to disclose the research results on current sense states, which teachers face when experiencing professional personal crisis. Methodology and research methods. The methodological basis of the work was the systemic and phenomenological approaches. The method of cross-sections was used as an organisational method. The collection of empirical data was carried out by means of survey methods: a phenomenological questionnaire “Experiencing a professional personality crisis” and an adapted version of the test of life-sense orientations by D. A. Leontyev. The research sample was made by teachers of secondary schools. The analysis of the results was carried out through content analysis, comparative and frequency analysis.Results and scientific novelty. Theoretical and methodological analysis of the works of foreign and domestic scientists allowed authors to form a hypothesis that the situation of crisis is followed by disagreement in consciousness of the person’s professional past, present and future. The conducted research showed that only 19%  of teachers in the state of crisis possessed the balanced temporary loci. Apparently, these respondents were at the stage of recovery from the crisis and the transformation of values and meanings in their consciousness that already occurred. Sense-bearing desynchronosis was observed among vast majority of teachers (81%), expressed in “leaving” into any of temporary loci (in the past, present or future), i.e. a kind of escape from a crisis situation, which, in turn, gave rise to decrease in meaning of life in general. The authors concluded that fragmentary perception of life timelines leads to strengthening of destructive trends in teacher’s professional development and their stagnation. Practical significance. The research materials can provide a framework for design and realisation of the programmes of psycho-pedagogical support for teachers, taking into account their feelings during professional identity crisis. 
Введение. В последнее время деятельность педагога осуществляется в условиях перманентного реформирования системы образования. Необходимость непрерывной адаптации к нововведениям сопровождается попытками сопротивления им и нарастающим напряжением, что способствует усилению деструктивных тенденций в психологическом состоянии педагога и увеличивает вероятность профессиональных кризисов, сопутствующих процессу профессионализации. При конструктивном разрешении кризиса происходят переход на следующую ступень профессионализма и обогащение профессионально-личностного потенциала педагога. Неблагополучный исход кризисной ситуации может стать причиной профессиональной стагнации и личностных деструкций. В свете этого актуально изучение особенностей протекания профессиональных кризисов у педагогов и поиск механизмов успешного выхода из них. Цель статьи – представить результаты исследования актуальных смысловых состояний, возникающих у педагогов при переживании профессионального кризиса личности. Методология и методы. Методологической основой работы был системный и феноменологический подходы. В качестве организационного метода применялись поперечные срезы. Сбор эмпирических данных осуществлялся на выборке учителей общеобразовательных школ посредством феноменологической анкеты «Переживание профессионального кризиса личности» и адаптированной версии теста смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева. Полученные результаты обрабатывались с использованием контент-анализа, сравнительного и частотного видов анализа.Результаты и научная новизна. С опорой на труды отечественных и зарубежных ученых и результаты проведенных ранее собственных исследований авторы выдвинули гипотезу о том, что ситуация кризиса сопровождается рассогласованностью в сознании человека его профессионального прошлого, настоящего и будущего. Проведенное исследование показало, что только 19% педагогов, пребывающих в состоянии кризиса, обладали сбалансированными временны´ ми локусами. Вероятно, эти испытуемые находились на этапе выхода из кризиса и в их сознании уже произошла трансформация ценностей и смыслов. У подавляющего большинства учителей (81%) наблюдался смысловой десинхроз, выражающийся в «уходе» в какой-либо из временны´ х локусов (в прошлое, настоящее или будущее), т. е. в своего рода бегстве от кризисной ситуации, что, в свою очередь, проявлялось в снижении осмысленности жизни в целом. Сделан вывод о том, что фрагментарное восприятие временны´ х отрезков жизни приводит к усилению деструктивных тенденций в профессиональном развитии педагога и его стагнации. Практическая значимость. Материалы публикации могут послужить основой для проектирования и реализации программ психолого-педагогического сопровождения педагогов с учетом особенностей их переживаний в период профессионального кризиса личности.
Ключевые слова: TEACHER
PROFESSIONAL IDENTITY CRISIS
AXIOLOGICAL SPHERE
RELEVANT CONCEPTS OF STATE
SENSE DESYNCHRONOSIS
ПЕДАГОГ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КРИЗИС ЛИЧНОСТИ
ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА
АКТУАЛЬНОЕ СМЫСЛОВОЕ СОСТОЯНИЕ
СМЫСЛОВОЙ ДЕСИНХРОЗ
ISSN: 2310-5828
1994-5639
DOI: 10.17853/1994-5639-2019-2-113-131
SCOPUS: 85063286568
WoS: 000461123000006
Источники: Образование и наука. 2019. №2
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
edscience_2019_2_008.pdf461,59 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.