Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/29613
Название: Управление региональными системами подготовки кадров
Другие названия: Management of regional training systems
Автор: Blinov, V. I.
Sergeev, I. S.
Esenina, E. Y.
Kurteeva, L. N.
Osadcheva, S. A.
Блинов, В. И.
Сергеев, И. С.
Есенина, Е. Ю.
Куртеева, Л. Н.
Осадчева, С. А.
Дата публикации: 2019-04
Издатель: Российский государственный профессионально-педагогический университет
Библиографическое описание: Управление региональными системами подготовки кадров / В. И. Блинов, И. С. Сергеев, Е. Ю. Есенина, Л. Н. Куртеева, С. А. Осадчева // Образование и наука. — 2019. — № 3. — С. 50-76.
Аннотация: Introduction. Over recent years, the issues of building regional systems of human recourses development have been actively discussed in expert community. These issues are perpetually on the agenda of the Russian Federation territories (regions), despite the fact that the projects of various organisations at the federal level have been already finished or are close to completing. The projects are designed to stimulate industrial growth due to workforce recruitment of manufacturing sector by highly qualified specialists. In a number of territories (for example, the Perm Territory, the Republic of Tatarstan, the Belgorod and Tambov Regions, etc.), there are successful practices of managing the personnel training system required by regional economics. However, systemic approaches at the level of the whole country have not been developed yet. The authors of the present publication consider that the unsatisfactory socio-economic efficiency of vocational education is substantially caused by insufficient quality of its management.The aims of this article were the following: to report on the outcomes of comparative-analytical research on the content of regional development programmes of vocational education and the strategy of social and economic development of regions of the Russian Federation and to formulate proposals for the improvement of such programmes as a management tool, which provides quick response to changes of personnel needs in regions and reduction in deficit of skilled workers.Methodology and research methods. In the course of the research, the methods of the criterial and comparative analysis, goal-setting, formalisation and interpretation of results were applied. The authors conducted content analysis and necessity and sufficiency analysis of the documents and materials, which are in open access on the Internet. Programme-based and project-based approaches and mechanisms were considered as methodological base of management of the regional systems of personnel training.Results and scientific novelty. The criteria and indicators of efficiency assessment of regional development programmes of vocational education were presented and justified. The common faults and contradictions of implementation of these programmes, which are specific not only for “typical regions”, but also for some “leading regions”, were revealed and described. It is noted that, at the qualitative and quantitative level, the existing programmes cannot systemically satisfy the needs of the manufacturing sphere for the qualified experts capable to master and implement advanced technologies. The comprehensive solution to this problem demands correction and advancement of administrative activity in two rather autonomous directions – taking measures to improvement of the principles of design of the discussed programmes and their orientation to use modern approaches to the development of vocational education.Practical significance. The authors’ conclusions on the structure and programme content of vocational education development, organisational conditions of their optimisation and effectiveness are addressed to the supreme executive authorities and education governing bodies in different constituent entities of the Russian Federation.
Введение. На протяжении последних лет в экспертном сообществе активно дискутировались вопросы построения региональных систем подготовки кадров. Эти вопросы не сходят с повестки дня, несмотря на то, что в некоторых субъектах Российской Федерации к настоящему времени уже завершились или близки к окончанию проекты различных организаций федерального уровня1, призванных стимулировать промышленный рост за счет пополнения кадрового состава производственного сектора высококвалифицированными специалистами. В ряде территорий (например, в Пермском крае, Республике Татарстан, Белгородской, Тамбовской областях и др.) отмечаются успешные практики обучения кадров, в которых остро нуждается региональная экономика. Однако целостных подходов к решению проблемы на уровне всей страны пока так и не сложилось. С точки зрения авторов публикации, неудовлетворительная социально-экономическая эффективность профессионального образования в значительной степени обусловлена недостаточным качеством его управления. Цели статьи – представить итоги сравнительно-аналитического исследования содержания региональных программ развития профессионального образования и стратегий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, а также рекомендации по совершенствованию таких программ как управленческого инструмента, обеспечивающего быстрое реагирование на изменения кадровых потребностей регионов и помогающего устранить дефицит квалифицированных работников. Методология и методы. При выполнении исследования применялись методы критериального и сопоставительного анализа, целеполагания, формализации и интерпретации результатов. Методы контент-анализа и анализа необходимости и достаточности применялись только по отношению к документам и материалам, находящимся в открытом доступе в сети Интернет. В качестве методологической базы управления региональными системами подготовки кадров рассмотрены программно-целевые и проектно-целевые подходы и механизмы. Результаты и научная новизна. Предложены и обоснованы критерии и показатели оценки продуктивности региональных программ развития профессионального образования. Выявлены и описаны общие недостатки и противоречия реализации данных программ, характерные не только для «типичных регионов», но и для некоторых «регионов-лидеров». Констатируется, что действующие программы не могут системно качественно и количественно удовлетворить потребности производственной сферы в квалифицированных специалистах, способных осваивать и внедрять передовые технологии. Комплексное решение данной проблемы требует коррекции и продвижения управленческой деятельности в двух относительно автономных направлениях – принятии мер по совершенствованию принципов проектирования обсуждаемых программ и ориентации их на использование современных подходов к развитию профессионального образования. Практическая значимость. Сделанные авторами выводы относительно структуры и содержания программ развития профессионального образования, организационных условий их оптимизации и результативности адресованы, в первую очередь, высшим органам исполнительной власти и органам управления образованием в субъектах Российской Федерации.
Ключевые слова: REGIONAL PROGRAMME FOR DEVELOPMENT OF VOCATIONAL EDUCATION
STRATEGY FOR THE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION
MANAGEMENT OF THE REGIONAL TRAINING SYSTEMS
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
УПРАВЛЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ
ISSN: 2310-5828
1994-5639
DOI: 10.17853/1994-5639-2019-3-50-76
SCOPUS: 85064755414
WoS: 000497659100003
Сведения о поддержке: Исследование осуществлялось в рамках темы научноисследовательской работы 29.12600.2018/12.1 «Разработка современной модели региональной системы подготовки рабочих кадров для передовых технологий», включенной в государственное задание Федерального института развития образования на 2018 год. Авторы выражают благодарность коллегам из регионов: Кемеровской, Калининградской, Московской, Тюменской областей, Республики Дагестан, Республики Северная Осетия – Алания, Санкт-Петербурга, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Хабаровского и Пермского краев – за предоставленные материалы; а также лично О. Г. Кондратьевой (Иркутская область) и А. А. Бучек (Белгородская область), принявшим деятельное участие в исследовании.
Источники: Образование и наука. 2019. №3
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
edscience_2019_3_005.pdf517,35 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.