Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/29615
Название: Личностно ориентированные модели развития музыкально одаренных детей
Другие названия: Personally-oriented models of development of musically gifted children
Автор: Tagiltseva, N. G.
Matveyeva, L. V.
Byzova, М. А.
Тагильцева, Н. Г.
Матвеева, Л. В.
Бызова, М. А.
Дата публикации: 2019-04
Издатель: Российский государственный профессионально-педагогический университет
Библиографическое описание: Тагильцева, Н. Г. Личностно ориентированные модели развития музыкально одаренных детей / Н. Г. Тагильцева, Л. В. Матвеева, М. А. Бызова // Образование и наука. — 2019. — № 3. — С. 106-124.
Аннотация: Introduction. Nowadays, the development of national competitiveness depends on many factors, but the quality of human capital is first of all. One of priority tasks of education system in Russian Federation is search and support of gifted children and teenagers: creation of conditions for their productive education, full upbringing and optimum development of their abilities providing further maximum self-realisation of a person. Today, however, the implementation of these requirements is real only in megalopolises, large regional centers, but not in small cities, which have no sufficient resources and environment conditions, cultivating potential of every gifted child, especially in the case of art talent. The shortage of highly skilled teachers and cultural industry, weak involvement into cultural life (inability to attend concerts, theatrical performances, exhibitions, etc.), very limited access to participation in creative competitions, olympiads, competitions – all this negatively affects motivation engage in art activity and can lead to serious personal crises and waste of talent.The aim of the article was to reveal the content of models of work with musically gifted children, who have certain problems that block their creative development.Methodology and research methods. The research was based on personally-oriented and system-based approaches to education of gifted children. The authors considered the ideas of Russian and foreign researchers about the need for pedagogical support of gifted children, who have problems in general and cultural development. The methods of theoretical analysis of scientific and scientific-methodological resources, comparative analysis of the results of practical activity, generalisation, oral and written survey and modeling were employed.Results and scientific novelty. The most common challenges of the development of gifted children, who live in towns, are revealed: lack of motivation for creativity and further development; a low level of general culture; tense atmosphere in family, which is expressed most often in the inattentive relation of parents to interests and abilities of a child. The specialists of Ural Musical College and children’s art schools of the city of Ekaterinburg and Sverdlovsk region developed and approved the models of social and pedagogical support of gifted children to eliminate the causes of their failures in education. According to the classification of problems in the development of gifted children, three types of personally-oriented models are offered: 1) motivation to creative activity, 2) cultural self-enrichment, 3) conditions for creative development of the child in family. The realisation of each model should be based on close cooperation of staff members of specialised centres (e.g. in musical college) for work with musically gifted children, teachers of children’s music schools, teachers of educational institutions of towns, children and their parents. The most effective activities, contributing to the solution of the formulated tasks of each model, are identified: concert-performing, cultural-educational and analytical (fixation and reflection of the results of creative development).Practical significance. The experimental testing of models proved the efficiency and possibility of complete and partial use of their components in Russian schools in order to manage the process of development of musically gifted pupils.
Введение.  Повышение  национальной  конкурентоспособности зависит от многих факторов, но в первую очередь от качества человеческого капитала. Одна из приоритетных задач, которую ставит государство перед системой образования, – поиск и поддержка одаренных детей и подростков: создание условий для их продуктивного обучения, полноценного воспитания  и оптимального  развития  их  способностей,  обеспечивающих  дальнейшую максимальную самореализацию. Однако выполнение данных требований сегодня реально лишь в мегаполисах, крупных областных центрах, но не в малых городах, которые не обладают достаточными ресурсами и средой, способствующей раскрытию потенциала каждого одаренного ребенка, особенно если речь идет о художественном даровании. Отсутствие высококвалифицированных педагогов и культурной индустрии, слабая вовлеченность в культурную жизнь (невозможность посещения концертов, театральных представлений, выставок и т. д.), весьма ограниченный доступ к участию в творческих соревнованиях, олимпиадах, конкурсах – все это отрицательно влияет на мотивацию   к занятиям   художественной   деятельностью   и может   привести к серьезным личностным кризисам и угасанию таланта. Цель публикации – раскрыть содержание возможных вариантов работы с музыкально одаренными детьми, сталкивающимися с проблемами, блокирующими их творческое развитие. Методология и методы. Исследование базировалось на личностно ориентированном и системном подходах к образованию одаренного ребенка. Работа осуществлялась с опорой на идеи отечественных и зарубежных исследователей о комплексной педагогической поддержке талантливых детей, имеющих проблемы в общем и культурном развитии. Использовались методы теоретического  анализа  научных  и научно-методических  источников,  сравнительного анализа результатов практической деятельности, обобщения, устных и письменных опросов, моделирования. Результаты  и научная  новизна.  Выявлены  наиболее  часто  встречающиеся трудности развития одаренных детей, проживающих в малых городах: отсутствие стимулов к обучению и творческому самосовершенствованию; невысокий уровень общей культуры; некомфортная атмосфера в семье, выражающаяся чаще всего в невнимательном отношении родителей к интересам и способностям ребенка. Для устранения причин неуспешности одаренных детей в обучении на базе Уральского музыкального колледжа совместно с детскими школами искусств Свердловской области были разработаны и апробированы модели социально-педагогического сопровождения таких обучающихся. Согласно классификации проблем в развитии одаренных детей предложены три типа личностно ориентированных моделей: 1) активизирующая мотивацию  к творческой  деятельности,  2) расширяющая  культурный  кругозор, 3) способствующая  созданию  условий  для  творческого  развития  ребенка в семье. Реализация каждой из моделей предполагала тесное взаимодействие сотрудников специализированного центра по работе с музыкально одаренными детьми, функционирующего при музыкальном колледже, педагогов детских музыкальных школ, учителей общеобразовательных учреждений малого города, детей и их родителей. Выделены ведущие виды совместной деятельности, способствующие решению задач, сформулированных в рамках каждой модели: концертно-исполнительская, культурно-просветительская и аналитическая (фиксация и рефлексия результатов творческого развития). Практическая  значимость.  Экспериментальная  проверка  описанных в статье моделей управления процессом развития музыкально одаренных учащихся доказала эффективность и возможность как целостного, так и частичного использования их компонентов в российских школах.
Ключевые слова: DEVELOPMENT
MUSICALLY GIFTED CHILDREN
PERSONALLY-ORIENTED MODELS
PROBLEMS BLOCKING THE CREATIVE DEVELOPMENT OF CHILDREN
РАЗВИТИЕ
МУЗЫКАЛЬНО ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ
ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ МОДЕЛИ
ПРОБЛЕМЫ
БЛОКИРУЮЩИЕ ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ
ISSN: 2310-5828
1994-5639
DOI: 10.17853/1994-5639-2019-3-106-124
SCOPUS: 85064736480
WoS: 000497659100005
Источники: Образование и наука. 2019. №3
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
edscience_2019_3_007.pdf467,7 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.