Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/29627
Название: Позиции ненасилия и невмешательства у студентов: сравнительный анализ
Другие названия: POSITIONS OF NON-VIOLENCE AND NON-INTERFERENCE IN STUDENTS: COMPARATIVE ANALYSIS
Автор: Maralov, V. G.
Sitarov, V. A.
Маралов, В. Г.
Ситаров, В. А.
Дата публикации: 2019-05
Издатель: Российский государственный профессионально-педагогический университет
Библиографическое описание: Маралов, В. Г. Позиции ненасилия и невмешательства у студентов: сравнительный анализ / В. Г. Маралов, В. А. Ситаров // Образование и наука. — 2019. — № 4. — С. 115-138.
Аннотация: Introduction. The ability to non-violent interaction acts as the most important indicator of professional competency of specialists of “person to person” type occupations: teachers, psychologists, physicians, social workers, etc. Such ability has to be formed at the stage of higher education institution. To build the conditions for development and consolidation in students of the position of non-violence and to neutralise propensity to coercion and manipulation, it is necessary to provide regular monitoring on the identification of prevalent psychological attitudes in students: coercion, manipulation, non-violence, non-interference, including the analysis of their structure and content. However, correctional work with students can become complicated by their internal resistance to the need to change personally, overcoming the developed stereotypes and attitudes, as well as by ambiguity of potential deformations of positions similar to non-violence, but not similar to its positions.The aim of the present research consisted in comparative characteristic of positions of non-violence and non-interference in students of psycho-pedagogical and medical specialties.Methodology and research methods. The methodological framework of the research was based on the provisions of modern philosophy, pedagogics and psychology about non-violence as a universal human value. As a diagnostic tool, the authors designed the questionnaires to identify the types of students’ interaction with people and the positions held by students. The tests of “Motivation to Success” and “Motivation of Failure Avoidance” by T. Ehlers, the test-questionnaire “Readiness for risk” by G. Schubert, “Method for Studying Trust to Own Self” by N. B. Astanina were employed. The total sample involved 362 students of the Moscow University for the Humanities, Cherepovets State University and Ivanovo State Medical Academy. To conduct the comparative analysis, the groups of students with the expressed non-violence position – 81 persons (22.38% of the total sample) and students with the expressed non-interference position – 34 persons (9.39% of the total sample) were allocated. The statistical significance of distinctions was calculated using of the Fisher’s angular transformation. Results and scientific novelty. As a result, it was established that a low level of irritability to people, high sensitivity to people, moderate expressiveness of motivation of success achievement and readiness to take the reasonable risk are common to students with prevalence of the position of non-violence. The respondents of this group demonstrated the dominant need for safety, which is expressed in high sensitivity to threats and choice of adequate ways of reaction in life-threatening situations with the average level of own credibility. The higher potential of irritability, low sensitivity to other people, tendency to failures avoiding and desire not to risk prevail among the students with the expressed position of non-interference. The need for experience of feeling safety, low sensitivity to threats, the aspiration to exaggerate value of dangers and low level of own credibility characterise the students of the group described above. The authors concluded that sensitivity to another person and own credibility act as the key factors, which cause the acceptance by students of the positions of non-violence or non-interference.Practical significance. The received results can be used in the course of formation of students’ ability to non-violent interaction as the most important professional competency of future specialists of “person to person” type occupations. 
Введение. Для специалистов, избравших род деятельности типа «человек – человек»: педагогов, психологов, медиков, социальных работников и т. п. – ключевым признаком профессиональной пригодности является способность к ненасильственному взаимодействию. Эта способность должна целенаправленно формироваться в период обучения в вузе на соответствующих направлениях подготовки. Чтобы создать условия для развития и закрепления у студентов позиции ненасилия и нейтрализовать склонности к принуждению и манипулированию, необходим регулярный мониторинг по выявлению доминирующих у обучающихся психологических установок: принуждения, манипулирования, ненасилия, невмешательства и др.; их структуры и содержания. Однако коррекционная работа со студентами может осложняться как их внутренним сопротивлением необходимости личностно изменяться, преодолевая сложившиеся стереотипы и установки, так и неоднозначностью потенциальных деформаций схожих с ненасилием, но не аналогичных ему позиций. Цель представленного в публикации исследования заключалась в сравнительной характеристике позиций ненасилия и невмешательства у студентов психолого-педагогических и медицинских специальностей. Методология и методики исследования. Методологическую базу исследования составили положения современной философии, педагогики и психологии о ненасилии как общечеловеческой ценности. В качестве диагностических методик были задействованы авторские опросники, предназначенные для определения типов взаимодействия с окружающими людьми и показателей занимаемых студентами позиций; а также тесты мотивации достижения и избегания неудачи Т. Элерса, тест готовности к риску Г. Шуберта и методика диагностики уровня доверия к себе Н. Б. Астаниной. Из общей выборки студентов Московского гуманитарного университета, Череповецкого государственного университета и Ивановской государственной медицинской академии, принявших участие в исследовании (n=362), для сравнительного анализа были выделены группы испытуемых с выраженной позицией ненасилия – 81 человек (22,38% от общей выборки) и с эксплицитной позицией невмешательства – 34 человека (9,39%). Статистическая значимость различий рассчитывалась с помощью углового преобразования Фишера. Результаты и научная новизна. Было установлено, что для студентов с преобладающей позицией ненасилия характерны низкий уровень раздражительности, высокая чувствительность к своему окружению, умеренная мотивация достижения успеха, готовность идти на разумный риск. В этой группе испытуемых среди потребностей доминировало обеспечение безопасности, что проявлялось в высокой сензитивности к угрозам и выборе адекватных способов реагирования в ситуациях опасности при среднем уровне доверия к себе. У студентов с выраженной позицией невмешательства обнаружились более высокий потенциал раздражительности, низкая чувствительность к другому человеку, преобладающая тенденция к избеганию неудач и желание не рисковать. В данной группе превалировала потребность в переживании чувства безопасности, были зафиксированы характерная низкая сензитивность к угрозам, стремление преувеличивать значение опасности и низкий уровень доверия к себе. Сделан вывод о том, что ключевыми факторами, обусловливающими принятие студентами позиции ненасилия или позиции невмешательства, являются чувствительность к другому человеку и доверие к себе. Практическая значимость. Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе вуза для формирования у студентов способности к ненасильственному взаимодействию как важнейшей составляющей профессиональной компетентности будущих специалистов, предполагающих трудиться в сфере «человек – человек». 
Ключевые слова: NON-VIOLENCE POSITION
NON-INTERFERENCE POSITION
IRRITABILITY TO PEOPLE
SENSITIVITY TO A PERSON
MOTIVATION OF SUCCESS ACHIEVEMENT AND FAILURE AVOIDANCE
READINESS FOR RISK
NEEDS FOR DANGER AND FOR SAFETY
SENSITIVITY TO THREATS
WAYS OF REACTION IN LIFE-THREATENING SITUATIONS
OWN CREDIBILITY
ПОЗИЦИЯ НЕНАСИЛИЯ
ПОЗИЦИЯ НЕВМЕШАТЕЛЬСТВА
РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ К ЛЮДЯМ
ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ К ЧЕЛОВЕКУ
МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА И ИЗБЕГАНИЯ НЕУДАЧ
ГОТОВНОСТЬ К РИСКУ
ПОТРЕБНОСТИ В ОПАСНОСТИ И В БЕЗОПАСНОСТИ
СЕНЗИТИВНОСТЬ К УГРОЗАМ
СПОСОБЫ РЕАГИРОВАНИЯ В СИТУАЦИЯХ ОПАСНОСТИ
ДОВЕРИЕ К СЕБЕ
ISSN: 2310-5828
1994-5639
DOI: 10.17853/1994-5639-2019-4-115-138
SCOPUS: 85065760369
WoS: 000497660000004
Источники: Образование и наука. 2019. №4
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
edscience_2019_4_007.pdf493,23 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.