Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/29647
Название: Распределение контрольных цифр приема в вузы: проблемы конкурсного отбора
Другие названия: Distribution of University Admission Quotas: Problems of Competitive Selection Process
Автор: Nurieva, L. M.
Kiselev, S. G.
Нуриева, Л. М.
Киселев, С. Г.
Дата публикации: 2019-07
Издатель: Российский государственный профессионально-педагогический университет
Библиографическое описание: Нуриева, Л. М. Распределение контрольных цифр приема в вузы: проблемы конкурсного отбора / Л. М. Нуриева, С. Г. Киселев // Образование и наука. — 2019. — № 6. — С. 46-71.
Аннотация: Introduction. Nowadays, an important criterion for the effectiveness of vocational education is the demand for graduates in the labour market. In order to ensure maximum compliance of the structure of training of specialists with the needs of the economy in personnel, the Ministry of Education and Science of theRussian Federation annually establishes admission quotas in universities on the basis of regional development forecasts. However, one of the options for the distribution of admission quotas in recent years has become an inter-university competition, as a result of which budget places are transferred to educational institutions only on the basisindicators of their effectiveness, i.e. excluding the dynamics of local labour markets. While the problems of coordination of admission quotas and the need for personnel are sufficiently covered in the literature, the mechanism of the distribution of places in the competition has been insufficiently studied so far.The aim of this research was to analyse the mechanism of competitive distribution of admission quotas on the example of higher education institutions, which provide training for bachelor and specialist programmes in the field of “Education and Pedagogical Sciences”.Methodology and research methods. The present research is based on the methodology of integrated research, including the methods of comparative and statistical analysis of data, their systematisation and generalisation.Results and scientific novelty. It is shown that the process of distribution of admission quotas is generated in accordance with the official competitive selection methodology. The study established that none of the indicators applied in the calculations of the effectiveness of universities’ activities were statistically related to the results of the competition. The main reason for the inability of the competitive mechanism to carry out the correct ranking of participants in terms of success is the major methodological and mathematical errors inherent in the algorithms for determining the effectiveness of educational organisations. As a result, the number of budget places allocated to each university is largely determined by chance. The results of the competitive distribution of admission quotas depend only on the industry sector of educational institutions. The widespread development of the idea of quoting of budgetary education on indicators of an interuniversity competition will inevitably aggravate a disproportion problem between territorial training and demand for them in regions. There will certainly be a deficiency of young specialists due to low mobility of graduates of the Russian higher school and reduction of the contingent of provincial higher education institutions-outsiders. Conversely, the personnel surplus will appear in the regional educational institutions (mainly metropolitan), which won the competitions. The proposals on correction of the evolving negative socio-economic situation are formulated.Practical significance. The authors believe that the research results will make it possible to thoroughly discuss the rectilinear projection of effective outcome monitoring in higher education institutions for competitive distribution of admission quotas and the feasibility of holding a competition in general. Moreover, the results of the present study contribute to the method of competitive distribution of university admission quotas.
Введение. Важным критерием успешности профессиональной подготовки является востребованность выпускников образовательных организаций на рынке труда. Для того чтобы оптимально скоординировать воспроизводство необходимых кадров с нуждами экономики, Министерство образования и науки РФ, опираясь на прогнозы развития регионов, ежегодно устанавливало контрольные цифры приема (КЦП) в вузы. Однако в последние годы процедуры регулирования численности студентов стали осуществляться по результатам межвузовского конкурса: бюджетные места выделяются учебным заведениям исходя из рейтинга их эффективности, т. е. без учета динамики локальных рынков труда. Если аспекты и проблемы согласования КЦП с действительными потребностями в кадровом обеспечении достаточно полно освещены в научных источниках, то новый вариант квотирования бюджетных мест в высшей школе изучен пока фрагментарно. Цель статьи - детально рассмотреть механизм конкурсного распределения КЦП на примере его использования в высших образовательных учреждениях, реализующих программы бакалавриата и специалитета по направлению «Образование и педагогические науки».Методология и методы. Работа базировалась на методологии комплексного исследования, включающей методы сравнительного и статистического анализа данных, систематизацию и обобщение.Результаты и научная новизна. Показано, что в настоящее время процесс распределения КЦП генерируется в соответствии с официальной методикой конкурсного отбора вузов. Вместе с тем доказывается, что ни один из применяемых в расчетах индикаторов эффективности деятельности учебных учреждений статистически не связан с итогами конкурса. Главная причина неспособности избранного инструментария корректно ранжировать образовательные организации по уровню успешности - изначально заложенные в алгоритмах оценки эффективности их деятельности грубые методические и математические ошибки. Вследствие этого количество бюджетных мест, выделяемых каждому отдельному вузу, в значительной мере обусловлено случайностью, а результаты конкурсного распределения КЦП зависят лишь от отраслевой принадлежности учебных организаций. Повсеместное воплощение идеи квотирования бюджетного обучения по показателям межвузовского конкурса неизбежно обострит проблему диспропорции между территориальной подготовкой кадров и спросом на них в регионах. Из-за невысокой мобильности выпускников российской высшей школы и сокращения контингента провинциальных вузов-аутсайдеров в местах их расположения предсказуемо возникнет дефицит молодых специалистов, а в регионах (преимущественно столичных), где находятся учебные заведения, победившие в конкурсе, наоборот, появится кадровый переизбыток. Сформулированы предложения по исправлению складывающейся негативной социально-экономической ситуации. Практическая значимость. Авторы надеются, что выводы предпринятого ими исследования инициируют конструктивную дискуссию в профессиональной среде по поводу прямолинейной проекции результатов мониторинга эффективности вузов на решение о квотах КЦП и в отношении целесообразности проведения такого конкурса в целом или, по крайней мере, позволят скорректировать методику распределения контрольных цифр приема в вузы.
Ключевые слова: UNIVERSITY EFFICIENCY
UNIVERSITY RANKINGS
UNIVERSITY EVALUATION CRITERIA
ADMISSION QUOTAS
COMPETITION FOR THE DISTRIBUTION OF ADMISSION QUOTAS
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВУЗОВ
РЕЙТИНГИ ВУЗОВ
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВУЗОВ
КОНТРОЛЬНЫЕ ЦИФРЫ ПРИЕМА (КЦП)
КОНКУРС ПО РАСПРЕДЕЛЕНИЮ КЦП
ISSN: 2310-5828
1994-5639
DOI: 10.17853/1994-5639-2019-6-46-71
SCOPUS: 85069497055
WoS: 000497663600003
Источники: Образование и наука. 2019. №6
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
edscience_2019_6_005.pdf789,73 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.