Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/29706
Название: Качество подготовки будущих педагогов к исследовательской деятельности в оценке преподавателей вуза
Другие названия: QUALITY OF PRE-SERVICE TEACHERS’ TRAINING FOR RESEARCH WORK IN THE FIELD OF UNIVERSITY LECTURERS EVALUATION
Автор: Strokova, T. A.
Volosnikova, L. M.
Строкова, Т. А.
Волосникова, Л. М.
Дата публикации: 2017-04
Издатель: Российский государственный профессионально-педагогический университет
Библиографическое описание: Строкова, Т. А. Качество подготовки будущих педагогов к исследовательской деятельности в оценке преподавателей вуза / Т. А. Строкова, Л. М. Волосникова // Образование и наука. — 2017. — № 3. — С. 9-26.
Аннотация: Introduction. The ability to independently organize and carry out scientific and pedagogical search, receive and apply in practice new skills is a distinctive feature of creative teachers. Obligatory presence of research competence among graduates of pedagogical specialties of higher education institutions is declared in federal state educational standards of the higher school. The aim of the article is to direct attention of high school educators to the topical problem of pre-service teachers’ creativity development and the need to strengthen their methodological training. Methodology and research methods. Based on understanding of education quality as the ensemble of its essential characteristics (properties according to A. I. Subetto), evaluation criteria of quality of education of bachelor’s and master’s degree students are revealed. The objective and research components are the basis for the development of criterion-evaluation tools of future profession. Teachers’ insights on the level of their own contribution to creative development of students and the quality of training of students to independent carrying out researches were made known using the following methods: structuring, analysis and interpretation of the questionnaire materials, individual interviews, and observation evaluation. Results. The data concerning the organization, content and technologies of teachers’ pre-service training for independent research activity, the learning conditions created for their training and the outcomes are obtained. A number of positive results, especially in logistics and staffing of the educational process, are achieved. Evident mistakes in the program and methodological support of educational process, in the use of the vocational disciplines’ research capacity and teaching practice for the development of students’ research experience are found. Scientific novelty. An authors’ estimation of a standpoint of some part of teachers in regard to practical realization of basic target orientation of the Russian higher education is given. Insufficient methodological readiness of a considerable part of university teachers and lecturers to the scientific leadership in research activity of bachelors and undergraduates is stated. Practical significance. The pointed and selected criteria for evaluation of quality of training to research work are base for development of criteria-estimated tools of level of formation of educational-research skills. The use of the proposed set of measures in pedagogical and management work, according to the authors, would serve to enhance research competence of future professionals and at large improve the management of educational process. 
Введение. Готовность самостоятельно организовывать и осу ществлять научно-педагогический поиск, получать и использовать в своей практической деятельности новые знания должна стать отличительной особенностью современного, творчески работающего учителя. Обязательное наличие исследовательской компетентности у выпускников педагогических специальностей вузов декларируется в федеральных государственных образовательных стандартах высшей школы.Цель статьи – привлечь внимание к актуализировавшейся проблеме развития исследовательских способностей будущих специалистов педагогического профиля и необходимости усиления их методологической подготовки. Методология и методики. Исходя из понимания качества образования как совокупности его наиболее существенных характеристик (свойств, по А. И. Субетто) определены критерии оценки качества подготовки бакалавров и магистрантов к совмещению в своей будущей профессиональной деятельности ее предметного и исследовательского компонентов. На основе систематизации, анализа и интерпретации материалов анкетного опроса профессорско-преподавательского состава университета, индивидуальных бесед и включенных наблюдений выявлены представления преподавателей о степени собственного вклада в творческое развитие учащихся и о качестве подготовки студентов к самостоятельному проведению исследований. Результаты. Получена информация об организации, содержании и технологиях подготовки будущих педагогов к самостоятельной исследовательской деятельности, созданных для этого условиях и достигнутых результатах. Установлен ряд положительных достижений в данном направлении, касающихся прежде всего материально-технического и кадрового обеспечения образовательного процесса. Вскрыты также явные упущения в программно-методическом обеспечении образования, далеко не полное использование исследовательского потенциала профессионально ориентированых учебных дисциплин и педагогической практики для приобретения учащимися исследовательского опыта. Научная новизна. Дана авторская оценка позиции части преподавателей относительно практической реализации базовой целевой ориентации отечественного высшего образования. Констатируется недостаточная методологическая подготовленность значительной части преподавателей университета к научному руководству исследовательской деятельностью бакалавров и магистрантов. Практическая значимость. Выделенные критерии оценки качества подготовки к исследовательской работе являются базой для разработки критериально-оценочного инструментария уровня сформированности учебно-исследовательских и научно-исследовательских умений и навыков. Предложены меры, реализация которых, по мнению авторов, будет способствовать повышению исследовательской компетентности будущих специалистов и совершенствованию управления образовательным процессом в целом.
Ключевые слова: QUALITY OF EDUCATION
EDUCATIONAL PROCESS
CONDITIONS
RESULTS
EVALUATION CRITERIA
EDUCATION CONTENT AND TEACHING METHODS
SCIENTIFIC SUPERVISION OF RESEARCH ACTIVITY
TEACHING PRACTICE
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
УСЛОВИЯ
РЕЗУЛЬТАТЫ
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
НАУЧНОЕ РУКОВОДСТВО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
ISSN: 2310-5828
1994-5639
DOI: 10.17853/1994-5639-2017-3-9-26
Источники: Образование и наука. 2017. №3
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
edscience_2017_3_003.pdf468,9 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.