Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/36180
Полная запись метаданных
Поле DCЗначениеЯзык
dc.contributor.authorStepanova, L. N.en
dc.contributor.authorZeer, E. F.en
dc.contributor.authorСтепанова, Л. Н.ru
dc.contributor.authorЗеер, Э. Ф.ru
dc.date.accessioned2021-06-18T08:39:54Z-
dc.date.available2021-06-18T08:39:54Z-
dc.date.issued2019-
dc.identifier.citationСтепанова, Л. Н. Soft skills как предикторы жизненного самоосуществления студентов / Л. Н. Степанова, Э. Ф. Зеер // Образование и наука. — 2019. — № 8. — С. 65-89.ru
dc.identifier.issn2310-5828-
dc.identifier.issn1994-5639-
dc.identifier.otherhttps://www.edscience.ru/jour/article/view/1361en
dc.identifier.otherhttps://www.scopus.com/record/display.uri?origin=resultslist&eid=2-s2.0-85074083745scopus_url
dc.identifier.urihttps://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/36180-
dc.description.abstractIntroduction. Today, global transformations of the most important institutions of modern society, acceleration of its development and total digitalisation actualise the search for the new and previously unknown determinants of human potential realisation. In this regard, soft skills are considered as possible predictors of not only professional, but also of life self-fulfillment of an individual. Therefore, soft skills involve developed communicative qualities, high level of selfregulation, critical thinking, ability to convince, leadership, creativity, etc. The aim of the present article was to conduct the empirical research of students’ soft skills demonstration in relation to the parameters of self-realisation; the value of such parameters allows the level of positive predictions about the self-fulfillment of the individual to be determined. Methodology and research methods. At the theoretical level, the article provides a retrospective analysis of the concepts of “self-fulfillment” and “soft skills” in the Russian and foreign science. An empirical part of the research was carried out through the methodologies “The study of Stability of Human Life World” (I. O. Loginova) and “Modified Questionnaire of Self-Actualisation Diagnostic” (A. V. Lazukin, in the adaptation of N. F. Kalin). To diagnose soft skills, a set of techniques was used, including the questionnaire “Measurement of Communicative and Social Competency” (V. N. Kunitsyn), the methodologies for studying the motivation for university education (T. I. Ilyin), the diagnostic procedures of reflection level (A. B. Karpov), the methodology of the study of the individual relationship to innovations (N. M. Lebedev, A. N. Tatarko) and the methodology “Coping Behaviour in Stressful Situations”. The following tests were employed: “Readiness for Self-Development” (V. Pavlov, T. A. Ratanova, N. F. Shliakhta), “My Information Culture” (N. I. Gendina), “Ability to Predict” (L. A. Regush). Spearman’s rank correlation method was used as a mathematical statistical method. Results and scientific novelty. The article is aimed to discuss various approaches to the study and understanding of students’ soft skills. Based on the theoretical analysis, the main groups of soft skills are identified: basic communication skills, self-management skills, effective thinking skills. Soft skills increase the effectiveness of the individual in solving a wide range of professional and life tasks. The authors prove that well-being of professional and private world is conditioned by the indicators of students’ soft skills. Basic communication skills (communicative and personal potential), self-management skills (motivation to acquire knowledge, reflexive abilities) and effective thinking skills (ability to predict, innovativeness) increase the stability of the psychological system of the student’s personality, its ability to maintain stability, resistance to negative phenomena and freedom of behaviour. It is emphasised that soft skills are not only the main predictors of professional development of the individual, but also provide the formation of an active, creative position in relation to own activities and lives. The authors have come to the conclusion that the creation of the conditions for the development of soft skills in students can prepare them for an adequate perception and realisation of socio-professional innovations in the future. Practical significance. The results of the present research can be used by the representatives of the system of vocational education, i.e. tutors and teachers, who carry out psychological and pedagogical support of university students.en
dc.description.abstractВведение. Глобальные трансформации важнейших институтов современного общества, ускорение темпов его развития и тотальная цифровизация актуализируют поиск новых, ранее не изученных детерминант реализации потенциала человека. Возможными предикторами как профессионального, так и в целом жизненного самоосуществления личности, по мнению ученых, являются soft skills, или «мягкие» навыки, - развитые коммуникативные качества, высокий уровень саморегуляции, критическое мышление, умение убеждать, лидерство, креативность и т. п. Цель представленного в статье исследования заключалась в эмпирическом изучении проявлений soft skills у студентов вузов во взаимосвязи с параметрами самореализации, выраженность которых позволяет прогнозировать степень успешности самоосуществления и саморазвития личности. Методология и методики. На теоретическом уровне предпринят ретроспективный анализ понятий «самоосуществление» и «soft skills» в отечественной и зарубежной науке. Эмпирическая часть исследования выполнялось при помощи методик «Изучение устойчивости жизненного мира человека» (И. О. Логинова) и «Модифицированный опросник диагностики самоактуализации личности - САМОАЛ» (А. В. Лазукин, в адаптации Н. Ф. Калина). Для диагностики soft skills использовался методический комплекс, включающий опросник «Измерение коммуникативной и социальной компетентности» - КОСКОМ (В. Н. Куницына), методики изучения мотивации обучения в вузе (Т. И. Ильина), диагностики уровня рефлексии (A. B. Карпов), исследования отношения личности к инновациям (Н. М. Лебедева, А. Н. Татарко) и «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях»; тесты «Готовность к саморазвитию» (В. Павлов, Т. А. Ратанова, Н. Ф. Шляхта), «Моя информационная культура» (Н. И. Гендина), «Способность к прогнозированию» (Л. А. Регуш). При обработке результатов применялся метод ранговой корреляции Спирмена. Результаты и научная новизна. Рассмотрены различные подходы к пониманию и исследованию «мягких» навыков студентов. С опорой на обзор научных источников выделены основные группы soft skills: базовые коммуникативные навыки, навыки self-менеджмента и эффективного мышления. В совокупности они повышают качество решения конкретной личностью широкого круга профессиональных и общих жизненных задач. Авторы доказывают обусловленность благополучия профессионального и частного мира показателями soft skills студентов. Обладание коммуникативно-личностными ресурсами, владение теорией и практикой осуществления self-менеджмента (влияющего на мотивацию приобретения знаний и способность к рефлексии), умение мыслить продуктивно (строить прогнозы, проектировать, создавать и осваивать инновационные продукты) повышают психологическую устойчивость личности будущего специалиста, ее способность сохранять стабильность, сопротивляемость негативным явлениям при свободе поведения. Подчеркивается, что soft skills не только выступают ключевыми предикторами профессионального развития, но и обеспечивают формирование активной, творческой позиции по отношению к своей деятельности и собственной жизни. Резюмируется, что создание условий для развития soft skills студентов подготовит их к адекватному восприятию и реализации социально-профессиональных инноваций в будущем. Практическая значимость. Результаты исследования могут быть полезны работникам системы профессионального образования - прежде всего, тьюторам и преподавателям, осуществляющим психолого-педагогическое сопровождение студентов вузов.ru
dc.format.mimetypeapplication/pdfen
dc.language.isoruen
dc.publisherРоссийский государственный профессионально-педагогический университетru
dc.relation.ispartofОбразование и наука. 2019. №8ru
dc.rightsinfo:eu-repo/semantics/openAccessen
dc.rightsAuthors who publish with this journal agree to the following terms: Authors retain copyright and grant the journal right of first publication with the work simultaneously licensed under a Creative Commons Attribution License that allows others to share the work with an acknowledgement of the work's authorship and initial publication in this journal. Authors are able to enter into separate, additional contractual arrangements for the non-exclusive distribution of the journal's published version of the work (e.g., post it to an institutional repository or publish it in a book), with an acknowledgement of its initial publication in this journal. Authors are permitted and encouraged to post their work online (e.g., in institutional repositories or on their website) prior to and during the submission process, as it can lead to productive exchanges, as well as earlier and greater citation of published work (See The Effect of Open Access).en
dc.rightsАвторы, публикующие статьи в данном журнале, соглашаются на следующее: Авторы сохраняют за собой авторские права и предоставляют журналу право первой публикации работы, которая по истечении 6 месяцев после публикации автоматически лицензируется на условиях Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим распространять данную работу с обязательным сохранением ссылок на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале. Авторы имеют право размещать их работу в сети Интернет (например в институтском хранилище или персональном сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению и большему количеству ссылок на данную работу (См. The Effect of Open Access).ru
dc.sourceОбразование и наукаru
dc.subjectSOFT SKILLS (“SOFT”en
dc.subject“FLEXIBLE” SKILLS)en
dc.subjectHARD SKILLS (SPECIFIC PROFESSIONAL SKILLS)en
dc.subjectTRANSPROFESSIONALISMen
dc.subjectCOMMUNICATION SKILLSen
dc.subjectSELF-MANAGEMENT SKILLSen
dc.subjectSKILLS OF EFFECTIVE THINKINGen
dc.subjectPREDICTORS OF LIFE SELF-ACTUALISATIONen
dc.subjectSTABILITY OF THE LIFE-WORLDen
dc.subjectSOFT SKILLS («МЯГКИЕ»ru
dc.subject«ГИБКИЕ» НАВЫКИ)ru
dc.subjectHARD SKILLS (УЗКОПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ)ru
dc.subjectТРАНСПРОФЕССИОНАЛИЗМru
dc.subjectКОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИru
dc.subjectНАВЫКИ SELF-МЕНЕДЖМЕНТАru
dc.subjectНАВЫКИ ЭФФЕКТИВНОГО МЫШЛЕНИЯru
dc.subjectПРЕДИКТОРЫ ЖИЗНЕННОГО САМООСУЩЕСТВЛЕНИЯru
dc.subjectУСТОЙЧИВОСТЬ ЖИЗНЕННОГО МИРАru
dc.titleSoft skills как предикторы жизненного самоосуществления студентовru
dc.title.alternativeSoft Skills as Predictors of Students’ Life Self-Fulfillmenten
dc.typeArticleen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/articleen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/publishedVersionen
dcterms.audienceOtheren
dcterms.audienceParents and Familiesen
dcterms.audienceResearchersen
dcterms.audienceSchool Support Staffen
dcterms.audienceStudentsen
dcterms.audienceTeachersen
local.description.firstpage65-
local.description.lastpage89-
local.issue8-
local.volume21-
local.identifier.doi10.17853/1994-5639-2019-8-65-89-
local.identifier.scopus85074083745-
local.identifier.eid2-s2.0-85074083745-
local.identifier.otherWOS:000497662400003wos
local.identifier.wos000497662400003-
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
edscience_2019_08_004.pdf794,83 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.