Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/36195
Название: Социальный контекст образовательной неуспешности учащейся молодежи
Другие названия: Social context of educational failure of students
Автор: Zborovsky, G. E.
Ambarova, P. A.
Зборовский, Г. Е.
Амбарова, П. А.
Дата публикации: 2021
Издатель: Российский государственный профессионально-педагогический университет
Библиографическое описание: Зборовский, Г. Е. Социальный контекст образовательной неуспешности учащейся молодежи / Г. Е. Зборовский, П. А. Амбарова // Образование и наука. — 2021. — № 2. — С. 114-139.
Аннотация: Introduction. The article considers the educational failure of students as a social problem. Its relevance is due to the growth of educationally unsuccessful students and the need to overcome this phenomenon. The aim of the present article was to analyse the nature of the influence of the social context on the educational failure of students. Methodology and research methods. The research is based on the interdisciplinary methodology, which integrates the principles of sociological, psychological, socio-psychological, economic, and pedagogical approaches in the study of educational failure and ways to overcome it. The empirical basis of the article is the results of an interdisciplinary study using a qualitative mix strategy (2019–2020). The following methods were employed: semi-formal expert interviews, focus groups with school, college and university students, and the analysis of essays by high school students. Results and scientific novelty. The novelty of the research consists in the interpretation of educational failure, its social context, and in showing the limitations of the educational approach to the analysis of the phenomenon under consideration. The main results presented in the article involve the interpretation of educational failure as an educational and social phenomenon and its social context; the characteristics of the main contextual factors, which are analysed as social inequality in education, educational policy, the place of education in the system of social values and in the model of social success. The results of the empirical research reveal the understanding of educational failure as a social phenomenon, its social causes. It is concluded that the modern social context of Russian education limits the possibility of overcoming this phenomenon and needs to be changed. Practical significance of the article is the possibility to take into account the results of the research to improve social technologies for overcoming educational failure.
Введение. В статье рассматривается образовательная неуспешность учащейся молодежи как социальная проблема. Ее актуальность обусловлена ростом количества образовательно неуспешных школьников и студентов и необходимостью преодоления последствий этого феномена. Цель статьи – анализ характера влияния социального контекста на образовательную неуспешность учащейся молодежи. Методология и методы. В исследовании применялась междисциплинарная методология, интегрирующая принципы социологического, психологического, социально-психологического, экономического, педагогического подходов в изучении образовательной неуспешности и путей ее преодоления. Эмпирической базой статьи стали результаты междисциплинарного исследования с использованием качественной микс-стратегии (2019–2020 гг.). В работе были использованы следующие методы: полуформализованное экспертное интервью, фокус-группы с учащимися школ, студентами колледжей и вузов, анализ эссе старшеклассников. Результаты и научная новизна. Новизна исследования состоит в интерпретации образовательной неуспешности, ее социального контекста, в показе ограничений образовательного подхода при анализе рассматриваемого феномена. Основными результатами, представленными в статье, стали трактовка образовательной неуспешности как образовательного и социального феномена и его социального контекста; характеристика основных контекстных факторов: социального неравенства в образовании, образовательной политики, места образования в системе общественных ценностей и в модели социальнойуспешности. Результаты эмпирического исследования раскрывают понимание образовательной неуспешности как социального феномена, указывают на ее социальные причины. Делается вывод о том, что современный социальный контекст российского образования ограничивает возможности преодоления этого явления и нуждается в изменениях. Практическая значимость статьи состоит в возможности учитывать результаты исследования для совершенствования социальных технологий преодоления образовательной неуспешности
Ключевые слова: EDUCATIONAL FAILURE
SOCIAL CONTEXT
EDUCATIONAL POLICY
EDUCATIONAL AND SOCIAL INEQUALITY
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ НЕУСПЕШНОСТЬ
СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО
ISSN: 2310-5828
1994-5639
DOI: 10.17853/1994-5639-2021-2-114-139
SCOPUS: 85102695682
WoS: 000618840000005
Сведения о поддержке: The reported research was funded by the Russian Foundation for Basic Research (RFBR), project № 19-29-07016 “Transfer of Human Capital of Educational Communities: From Failure to Success”.
Статья подготовлена при поддержке РФФИ, проект № 19-29-07016 «Трансфер человеческого капитала образовательных общностей: от неуспешности к успешности».
Источники: Образование и наука. 2021. №2
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
edscience_2021_02_006.pdf376,65 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.