Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/36199
Название: Роль математики в трансдисциплинарности содержания современного образования
Другие названия: The role of mathematics in transdisciplinarity content of modern education
Автор: Testov, V. A.
Perminov, E. A.
Тестов, В. А.
Перминов, Е. А.
Дата публикации: 2021
Издатель: Российский государственный профессионально-педагогический университет
Библиографическое описание: Тестов, В. А. Роль математики в трансдисциплинарности содержания современного образования / В. А. Тестов, Е. А. Перминов // Образование и наука. — 2021. — № 3. — С. 11-34.
Аннотация: Introduction. In the context of modernisation in modern education, a deeper (by contrast to interdisciplinary) transdisciplinary level of cognition is becoming prevalent. Transdisciplinary level generates a universal methodology capable of addressing the complex multi-factorial interdisciplinary problems of nature and society. The result is transdisciplinary branches of science such as cybernetics, disaster theory, synergetics, artificial intelligence, big data, etc. All these concepts have been developed on the basis of the achievements of mathematics over the past 70-80 years, the era of mathematical sciences. As a consequence, mathematics has become the basis of the language of information technologies and processes, and, thereby, this science has given rise to a global digital transformation of society based on the use of the unique computer capabilities.The aim of the present research was to explore the role of mathematics in the transdisciplinary trend in updating the content of education with a view to bringing education to a higher (by contrast to interdisciplinary) level, based on the inclusion of modern mathematical theories and methods in the content of education and their applications depending on the direction and profile of the student training.Methodology and research methods. In the course of research, the systemic, cultural, and meta-subject approaches were employed to analyse the role of mathematics in education and to solve the transdisciplinary problems of education content modernisation (based on the most striking manifestations of modern mathematical culture). As a result of the synthesis of these approaches, a holistic scientific worldview emerges, which not only goes beyond the traditional disciplines and methods, but also appears above them.Results and scientific novelty. The analysis of transdisciplinary trend in postindustrial education was carried out. Mathematical and pedagogical aspects of the implementation of systemic, cultural and meta-subject approaches were investigated in order to achieve a higher level of educational process. At the same time, the authors justified the use of mathematical modelling, discrete mathematics, computational processes and artificial intelligence in the training, i.e. formation of a new superdisciplinary way of thinking in students, acquisition of a general cultural cognitive strategy to perform professional and transprofessional tasks.Practical importance. The findings of the current publication contribute to the realisation of the transdisciplinary trend in the content of student training, and will be of interest to both educational theorists and teachers, who train students in many fields. Moreover, this work will be useful for all those interested in the future advancement of the system of education.
Введение. В модернизации современного образования преобладающей тенденцией становится более глубокий (по сравнению с междисциплинарным) трансдисциплинарный уровень познания, порождающий универсальную методологию, способную решать сложные многофакторные междисциплинарные проблемы природы и общества. Появляются трансдисциплинарные научные области, такие как кибернетика, теория катастроф, синергетика, искусственный интеллект, большие данные и др. Все эти концепции были разработаны на основе достижений математики за последние 70-80 лет, эпоху математизации наук. В результате эта наука стала основой языка информационных технологий и процессов и тем самым породила глобальную цифровую трансформацию общества на основе использования уникальных возможностей компьютера.Цель статьи - исследовать роль математики в трансдисциплинарной тенденции в обновлении содержания образования с целью вывода образования на более высокий (по сравнению с междисциплинарностью) уровень на основе включения в содержание обучения современных математических теорий и методов и их применений в зависимости от направления и профиля подготовки студентов в вузах.Методология и методики. В исследовании использовались системный, культурологический и метапредметный подходы в ходе анализа роли математики в образовании при решении междисциплинарных проблем модернизации содержания образования (на основе наиболее ярких проявлений современной математической культуры). В результате синтеза этих подходов возникает целостное научное мировоззрение, не только выходящее за рамки традиционных дисциплин и методов, но и находящееся над ними. Результаты и научная новизна. Проведен анализ трансдисциплинарной тенденции в постиндустриальном образовании. Исследованы математико-педагогические аспекты реализации системного, культурологического и метапредметного подходов в выводе образования на более высокий уровень. При этом обосновано использование в обучении математического моделирования, дискретной математики, вычислительных процессов и искусственного интеллекта для формирования у студентов нового, наддисциплинарного способа мышления, овладения общекультурной когнитивной стратегией в решении профессиональных и транспрофессиональных задач. Практическая значимость. Материалы статьи вносят вклад в реализацию трансдисциплинарной тенденции в содержании подготовки студентов и будут интересны как теоретикам образования, так и преподавателям, ведущим профессиональную подготовку студентов многих направлений, и всем, кто заинтересован в благополучном будущем системы образования.
Ключевые слова: INTERDISCIPLINARY EDUCATION
CONTENT UPDATING
MODELLING METHODOLOGY
ARTIFICIAL INTELLIGENCE
BIG DATA
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ
ОБНОВЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ
МЕТОДОЛОГИЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ
ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ
БОЛЬШИЕ ДАННЫЕ
ISSN: 2310-5828
1994-5639
DOI: 10.17853/1994-5639-2021-3-11-34
SCOPUS: 85104708289
WoS: 000630125400001
Сведения о поддержке: The authors thank the anonymous reviewers for their careful reading of the article and their insightful comments, which significantly helped improve its quality.
Авторы благодарят анонимных рецензентов, ознакомившихся со статьей и сделавших ценные замечания, позволившие улучшить ее качество.
Источники: Образование и наука. 2021. №3
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
edscience_2021_03_002.pdf460,94 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.