Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/36203
Название: Пререквизиты, определяющие траекторию развития креативного мышления
Другие названия: Prerequisites defining the trajectory of creative thinking
Автор: Suyundikova, M. K.
Zhumataeva, E. O.
Suyundikov, M. M.
Snopkova, E. I.
Суюндикова, М. К.
Жуматаева, Е. О.
Суюндиков, М. М.
Снопкова, Е. И.
Дата публикации: 2021
Издатель: Российский государственный профессионально-педагогический университет
Библиографическое описание: Пререквизиты, определяющие траекторию развития креативного мышления / М. К. Суюндикова, Е. О. Жуматаева, М. М. Суюндиков, Е. И. Снопкова // Образование и наука. — 2021. — № 3. — С. 75-100.
Аннотация: Introduction. The modern, rapidly changing world needs specialists with creative thinking skills, who are able to show rapidity, flexibility and originality in solving complex and extraordinary problems. When a specialist finds himself in such a situation where he faces extraordinary problems, he does not know how to solve them and is at a loss. It is impossible to acquire creative thinking skills without preparation. Therefore, a student, a future specialist, must be taught these skills. However, the difficulty lies in the fact that without developing students' skills such as analysis, synthesis, abstract, associative and combinatorial thinking, selective comparison, generalisation of information, system vision, assessment of ideas, the ability to ask right questions, to visualise and to draw conclusions, it will be difficult to further develop creative thinking in students. Aim. The aim of the study is to discover the relationship between various types of thinking and creative thinking, to determine the types of thought operations and the list of prerequisites that precede creative thinking, which will contribute to the formation of creative thinking in students. Methodology and research methods. General logical reasoning methods and some scientific research methods were applied. The phenomenological method was employed to understand the process of creative thinking. Based on the determination of the main parameters and properties of each type of thinking, it became possible to model the process of creative thinking activity, to investigate this mental process and draw certain conclusions. The use of the explanatory method also makes it possible to substantiate the need for the following prerequisites for the formation of creative thinking. Results and scientific novelty. Based on the analysis, it was discovered that various types of thinking are related to creative thinking, the types of thought operations were determined and a list of prerequisites was proposed. The list of prerequisites includes the following types of thinking: positive, synergetic, associative, abstract, visual, algorithmic, divergent, lateral, Janusian, questioning style, combinatorial, intuitive, systemic, and critical. The research results show the importance and necessity of prerequisites for creative thinking and also determine the trajectory of creative thinking activity. Practical significance. The research results can be useful for teachers of higher educational institutions with the aim of applying them in the learning process.
Введение. Современному, быстро меняющемуся миру нужны специалисты, обладающие навыками креативного мышления, способные проявлять быстроту, гибкость и оригинальность в решении сложных и неординарных проблем. Когда специалист оказывается в такой ситуации, он не знает с чего начинать и находится в растерянности. Без подготовки обрести навыки креативного мышления невозможно. Поэтому студента, будущего специалиста необходимо обучить этим навыкам. Но трудность состоит в том, что, не сформировав у студента навыков анализа, синтеза, абстрактного, ассоциациативного и комбинаторного мышления, выборочного сравнения, обобщения информации, системного видения, оценки идей, умения задавать правильные вопросы, визуализировать, делать выводы, будет сложно в дальнейшем развить у него креативное мышление. Цель исследования - установление связей различных видов мышления с креативным, определение видов мыслительных операций и перечня пререквизитов креативного мышления, которые будут способствовать его формированию у студентов. Методология и методы исследования. Использованы общелогические и общенаучные методы исследования. Применен феноменологический метод с целью понимания процесса креативного мышления. На основе выявления ключевых параметров и свойств каждого вида мышления можно моделировать процесс креативной мыслительной деятельности, исследовать данный психический процесс и сделать определенные выводы. Применение объяснительного метода дает возможность обосновать необходимость нижеприведенных пререквизитов для формирования креативного мышления. Результаты и научная новизна. На основании проведенного анализа были установлены связи различных видов мышления с креативным, определены виды мыслительных операций и предложен перечень пререквизитов, в который вошли такие виды мышления, как позитивное, синергетическое, ассоциативное, абстрактное, визуальное, алгоритмическое, дивергентное, латеральное, янусианское, комбинаторное, интуитивное, системное, критическое, вопрошающий стиль. Результаты исследования показывают важность и необходимость пререквизитов креативного мышления, а также определяют траекторию креативной мыслительной деятельности. Практическая значимость. Результаты исследования могут быть полезны для преподавателей высших учебных заведений с целью применения их в процессе обучения.
Ключевые слова: CREATIVE THINKING
PREREQUISITES
TYPES OF THINKING
TRAJECTORY OF THINKING
КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ
ПРЕРЕКВИЗИТЫ
ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ
ТРАЕКТОРИЯ МЫШЛЕНИЯ
ISSN: 2310-5828
1994-5639
DOI: 10.17853/1994-5639-2021-3-75-100
SCOPUS: 85104660990
WoS: 000630125400004
Источники: Образование и наука. 2021. №3
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
edscience_2021_03_005.pdf409,33 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.