Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/36223
Полная запись метаданных
Поле DCЗначениеЯзык
dc.contributor.authorUsova, O. V.en
dc.contributor.authorUsov, V. V.en
dc.contributor.authorKostina, N. B.en
dc.contributor.authorDuran, T. V.en
dc.contributor.authorУсова, О. В.ru
dc.contributor.authorУсов, В. В.ru
dc.contributor.authorКостина, Н. Б.ru
dc.contributor.authorДуран, Т. В.ru
dc.date.accessioned2021-06-18T08:40:00Z-
dc.date.available2021-06-18T08:40:00Z-
dc.date.issued2021-
dc.identifier.citationДевиантное поведение подростков как проявление индивидуальной аномии: социальный и гендерный аспекты проблемы / О. В. Усова, В. В. Усов, Н. Б. Костина, Т. В. Дуран // Образование и наука. — 2021. — № 5. — С. 164-192.ru
dc.identifier.issn2310-5828-
dc.identifier.issn1994-5639-
dc.identifier.otherhttps://www.edscience.ru/jour/article/view/2160en
dc.identifier.otherhttps://www.scopus.com/record/display.uri?origin=resultslist&eid=2-s2.0-85107301098scopus_url
dc.identifier.urihttps://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/36223-
dc.description.abstractIntroduction. The present paper continues the line of research related to the various forms of anomie in Russian society. In the proposed study, individual forms of anomie manifestation are considered on the example of deviant behaviour of adolescents (students aged 13-17 years old) depending on the gender and mechanisms of its perception by teachers of educational institutions (mental representation of the phenomenon). The aim of the research is to identify the main forms of individual anomie (as deviant behaviour of adolescents) from the standpoint of the teachers' perceptions of student behavior (mental representation of the behaviour of adolescents, depending on the factor of their gender and deviant / prosocial type of behaviour). Methodology and research methods. To obtain sociological data, the following methods were used: questionnaire survey, focused interview, testing. Further, the obtained results were processed by mathematical processing methods (the Fisher analysis of variance (type III SS, polynomial effect)). The influence and interaction of gender factors and the type of deviant/ prosocial behaviour in adolescents (through the mental representation of this phenomenon by teachers of educational organisations) were considered. The current research involved 1643 students aged from 13 to 17 years old and 832 teachers. Results and scientific novelty. As a result of the conducted research, it was determined that the most pronounced forms of deviant behaviour of modern adolescents in the perception of teachers of educational organisations are smoking and absenteeism. This deviant behaviour of adolescents aged 13-17 years old can be considered as the manifestation of individual anomie (in the perception of teachers as “abnormal”). The structure of adolescents' deviant behaviour in the “deviant” group differs more from the structure of adolescents' behaviour in the “prosocial” group. The gender factor of the research participants has a significant impact on the structure of teachers' perception of the behaviour of adolescents in the group of “deviant” and “prosocial” types of behaviour. The scientific novelty of the work lies in the fact that for the first time the authors of the study considered the deviant behaviour of adolescents as the manifestation of individual anomie. Moreover, for the first time, the authors investigated the structure of deviant behaviour of adolescents aged 13-17 years old (with differentiation by gender) and identified the features of the “norm” of behaviour of adolescents in the Russian Federation in the perception of teachers of educational organisations. This allows us to identify the system-forming factors, which influence the attribution of adolescent behaviour to the category of “norm/normality” (as manifestations of anomie), and to consider the mechanisms of teachers' mental representation of the “deviant/prosocial” type of student behaviour, depending on gender.en
dc.description.abstractВведение. Данная работа продолжает линию исследований, касающихся различных форм проявления аномии в российском обществе. В предлагаемом исследовании рассмотрены индивидуальные формы проявления аномии на примере девиантного поведения подростков (обучающихся 13-17 летнего возраста) в зависимости от гендера и механизмы его восприятия педагогами образовательных организаций (ментальная репрезентация явления). Цель исследования - выявить основные формы проявления индивидуальной аномии (как девиации поведения подростков) с позиций восприятия поведения обучающихся педагогами образовательных организаций (ментальная репрезентация поведения подростков в зависимости от фактора их пола и девиантного/просоциального типа поведения). Методология и методы. В качестве методов сбора социологической информации использовались следующие: анкетный опрос, фокусированное интервью, тестирование. Далее полученные результаты обрабатывались методами математической обработки (дисперсионный факторный анализ по Фишеру (тип III SS, полиномиальный эффект)). Рассматривались влияния и взаимодействия факторов гендера и типа девиантного/просоциального поведения у подростков (через ментальную репрезентацию этого явления педагогами образовательных организаций). В исследовании приняли участие обучающиеся в возрасте от 13 до 17 лет в количестве 1 643 человека и 832 педагога. Результаты и научная новизна. Было определено, что наиболее выраженными формами девиантного поведения современных подростков в восприятии педагогов образовательных организаций являются: (а) курение, (б) прогулы учебных занятий. Данное девиантное поведение подростков в возрасте 13-17 лет можно рассматривать как проявление индивидуальной аномии (в восприятии педагогов как «безнормие»). Структура девиантного поведения подростков «девиантной» группы отличается от структуры поведения подростков «просоциальной» группы большей версатильностью. Фактор гендера участников исследования оказывает значимое влияние на структуру восприятия педагогами образовательных организаций поведения подростков как в группе «девиантного», так и в группе «просоциального» типа поведения. Научная новизна работы заключается в том, что впервые девиантное поведение подростков рассмотрено как проявление индивидуальной аномии. Авторами была исследована структура девиантного поведения подростков в возрасте 13-17 лет (с дифференциацией по гендерному фактору) и выявлены особенности «нормы» поведения подростков РФ в восприятии педагогами образовательных организаций. Это позволяет выявить системообразующие факторы, оказывающие влияние на отнесение поведения подростка к категории «нормы/безнормности» (как проявления аномии), и рассмотреть механизмы ментальной репрезентации «девиантного/просоциального» типа их поведения педагогами образовательных организаций в зависимости от гендера.ru
dc.description.sponsorshipThe authors express their gratitude to the staff of the Institute for Regional Development of Education of the Sverdlovsk Region for long-term and fruitful research collaboration. The authors gratefully acknowledge T.A. Sundukova, Head of the Education Monitoring Department, for her active participation in the collection of empirical data. Moreover, the authors would like to thank the reviewers for their attention and valuable comments on improving the text of the article.en
dc.description.sponsorshipАвторы выражают благодарность коллективу МАОУ ДПО «Институт регионального развития образования» Свердловской области за длительное и плодотворное сотрудничество в исследовании данной темы и лично Т.А. Сундуковой, руководителю отдела мониторинга образования, за активное участие в сборе эмпирических данных, а также уважаемым рецензентам за проявленное внимание и ценные замечания по улучшению текста статьи.ru
dc.format.mimetypeapplication/pdfen
dc.language.isoruen
dc.publisherРоссийский государственный профессионально-педагогический университетru
dc.relation.ispartofОбразование и наука. 2021. №5ru
dc.rightsinfo:eu-repo/semantics/openAccessen
dc.rightsAuthors who publish with this journal agree to the following terms: Authors retain copyright and grant the journal right of first publication with the work simultaneously licensed under a Creative Commons Attribution License that allows others to share the work with an acknowledgement of the work's authorship and initial publication in this journal. Authors are able to enter into separate, additional contractual arrangements for the non-exclusive distribution of the journal's published version of the work (e.g., post it to an institutional repository or publish it in a book), with an acknowledgement of its initial publication in this journal. Authors are permitted and encouraged to post their work online (e.g., in institutional repositories or on their website) prior to and during the submission process, as it can lead to productive exchanges, as well as earlier and greater citation of published work (See The Effect of Open Access).en
dc.rightsАвторы, публикующие статьи в данном журнале, соглашаются на следующее: Авторы сохраняют за собой авторские права и предоставляют журналу право первой публикации работы, которая по истечении 6 месяцев после публикации автоматически лицензируется на условиях Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим распространять данную работу с обязательным сохранением ссылок на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале. Авторы имеют право размещать их работу в сети Интернет (например в институтском хранилище или персональном сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению и большему количеству ссылок на данную работу (См. The Effect of Open Access).ru
dc.sourceОбразование и наукаru
dc.subjectDEVIANT/PROSOCIAL BEHAVIOURen
dc.subjectADOLESCENTSen
dc.subjectINDIVIDUAL ANOMIEen
dc.subjectGENDER FACTOR (GENDER DIFFERENCES)en
dc.subjectMENTAL REPRESENTATIONen
dc.subjectTEACHERS' PERCEPTIONen
dc.subjectДЕВИАНТНОЕ/ПРОСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕru
dc.subjectПОДРОСТКИru
dc.subjectИНДИВИДУАЛЬНАЯ АНОМИЯru
dc.subjectФАКТОР ПОЛА (ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ)ru
dc.subjectМЕНТАЛЬНАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯru
dc.subjectВОСПРИЯТИЕ ПЕДАГОГАМИru
dc.titleДевиантное поведение подростков как проявление индивидуальной аномии: социальный и гендерный аспекты проблемыru
dc.title.alternativeDeviant behaviour of adolescents as a manifestation of individual anomie: Social and gender aspects of the problemen
dc.typeArticleen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/articleen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/publishedVersionen
dcterms.audienceOtheren
dcterms.audienceParents and Familiesen
dcterms.audienceResearchersen
dcterms.audienceSchool Support Staffen
dcterms.audienceStudentsen
dcterms.audienceTeachersen
local.description.firstpage164-
local.description.lastpage192-
local.issue5-
local.volume23-
local.identifier.doi10.17853/1994-5639-2021-5-164-192-
local.identifier.scopus85107301098-
local.identifier.eid2-s2.0-85107301098-
local.identifier.otherWOS:000655458300007wos
local.identifier.wos000655458300007-
local.identifier.rsi45789240-
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
edscience_2021_05_008.pdf631,53 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.