Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/36240
Название: Понятие когнитивной культуры студента: определение и условия развития
Другие названия: The concept of student cognitive culture: Definition and conditions for development
Автор: Astakhova, L. V.
Астахова, Л. В.
Дата публикации: 2019
Издатель: Российский государственный профессионально-педагогический университет
Библиографическое описание: Астахова, Л. В. Понятие когнитивной культуры студента: определение и условия развития / Л. В. Астахова // Образование и наука. — 2019. — № 10. — С. 89-115.
Аннотация: Introduction. Nowadays, knowledge is the main resource for the innovative economy. In the information society, there is the contradiction between the gradually increasing flow of new information and the inability of users to understand it. Education, including higher vocational training, should play a key role in bridging that cognitive gap. However, the current educational standards and programmes of universities, as well as the lower level of cognitive skills and students’ competencies, do not meet the requirement to solve the global problem related to the processes for changing the knowledge structure and total informatisation of human activities. In particular, against the background of the achievements of modern epistemology, there is still no scientific-based interpretation of the student cognitive culture, which formative factors have not been also identified yet.The aim of the present article is to define the concept of cognitive culture of a university student and the conditions for its development.Methodology and research methods. The methodological framework of the research is based on cognitive, informative and cultural approaches to the discussed problem. The analytical-synthetic method and the method of comparative analysis were applied in the course of the research.Results and scientific novelty. The definition of a student cognitive culture is defined on the basis of the modern principles of cognitive functioning and its subjects (unity of consciousness, unconscious and activity; co-evolution of individual, collective and social, etc.), as well as the classical model of knowledge transformation. Student involvement in all types of information activities is substantiated as the main criterion for assessing cognitive culture maturity. A technocognitive environment with integrative character is considered as the condition for development and achievement of a high level of student cognitive culture. The version of structural technocognitive environment is proposed and the content of each of the components is described.Practical significance. The present research material is primarily addressed to the specialists involved in improving the quality of higher education. The main provisions of the article and the author’s conclusions can be employed as a theoretical basis to organise the cognitive environment at the university. To further the present research, the author intends to identify the specifics of the development of student cognitive culture in various educational fields, as well as to investigate the computer component of the student internal thinking as a part of his or her cognitive culture.
Введение. Для инновационной экономики главным ресурсом являются знания. Вместе с тем в информационном обществе все больше углубляется противоречие между непрерывно увеличивающимся потоком новой информации и неспособностью пользователей к ее осмыслению. В преодолении этого когнитивного разрыва ключевая роль должна принадлежать образованию, в том числе и прежде всего системе высшей профессиональной подготовки. Однако действующие образовательные стандарты и программы вузов, а также низкий уровень когнитивных навыков и умений студентов не позволяют удовлетворить требование решения глобальной проблемы, связанной с процессами изменения структуры познания и тотальной информатизацией человеческой деятельности. В частности, на фоне достижений современной эпистемологии до сих пор отсутствует научно обоснованная трактовка когнитивной культуры студента и не выделены факторы ее формирования. Цель публикации и представленного в ней изыскания состоит в определении понятия когнитивной культуры студента вуза и условий развития этой культуры.Методология и методики. Методологической основой работы были когнитивный, информационный и культурологический подходы к обсуждаемой проблеме. В процессе исследования применялись аналитико-синтетические методы и метод сравнительного анализа. Результаты и научная новизна. На основе совокупности принципов функционирования познания и его субъектов (единства сознания, бессознательного и деятельности; коэволюции индивидуального, коллективного и социального и др.), а также классической модели трансформации знания дана авторская интерпретация понятия когнитивной культуры студента и обоснован критерий оценки ее зрелости – вовлеченность обучающегося во все виды информационной деятельности. В качестве условия развития и достижения высокого уровня когнитивной культуры студента рассмотрена технокогнитивная среда, обладающая интеграционным характером: предложен вариант ее структуры и описано содержание каждого из компонентов. Практическая значимость. Материалы исследования адресованы в первую очередь специалистам, занимающимся вопросами повышения качества высшего образования. Основные положения статьи и выводы автора могут использоваться как теоретическая база организации когнитивной среды вуза. Продолжением изучения аспектов этого процесса может стать выявление специфики развития когнитивной культуры у студентов разных специальностей и направлений подготовки, а также анализ машинного компонента внутреннего мышления студента как части его когнитивной культуры.
Ключевые слова: COGNITIVE CULTURE
COGNITION
STUDENT
HIGHER EDUCATION
COGNITIVE ENVIRONMENT
КОГНИТИВНАЯ КУЛЬТУРА
ПОЗНАНИЕ
СТУДЕНТ
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
КОГНИТИВНАЯ СРЕДА
ISSN: 2310-5828
1994-5639
DOI: 10.17853/1994-5639-2019-10-89-115
SCOPUS: 85082482463
WoS: 000505222300004
Сведения о поддержке: The study was performed with the support from the Government of the Russian Federation (Decree no. 211, 2013 Mar 16, Agreement no. 02.A03.21.0011).
Статья выполнена при поддержке Правительства РФ (постановление от 16.03.2013 г. № 211, соглашение № 02.A03.21.0011).
Источники: Образование и наука. 2019. №10
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
edscience_2019_10_005.pdf448,47 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.