Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/36243
Полная запись метаданных
Поле DCЗначениеЯзык
dc.contributor.authorZaslavskaya, O. V.en
dc.contributor.authorMalafiy, A. S.en
dc.contributor.authorЗаславская, О. В.ru
dc.contributor.authorМалафий, А. С.ru
dc.date.accessioned2021-06-18T08:40:03Z-
dc.date.available2021-06-18T08:40:03Z-
dc.date.issued2019-
dc.identifier.citationЗаславская, О. В. Психолого-педагогическая готовность экскурсовода к работе с людьми с ограниченными возможностями здоровья / О. В. Заславская, А. С. Малафий // Образование и наука. — 2019. — № 10. — С. 167-188.ru
dc.identifier.issn2310-5828-
dc.identifier.issn1994-5639-
dc.identifier.otherhttps://www.edscience.ru/jour/article/view/1456en
dc.identifier.otherhttps://www.scopus.com/record/display.uri?origin=resultslist&eid=2-s2.0-85082441772scopus_url
dc.identifier.urihttps://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/36243-
dc.description.abstractIntroduction. Care for people with disabilities is one of the criteria for the civility of the state and the moral state of society. In recent years, the measures have been actively taken inRussia to afford people with disabilities to have access to educational, cultural and leisure environments, facilities and services, thereby increasing the number of people with disabilities participating in various excursions and educational activities. However, this tendency rises to the demand for pedagogical technologies and creation of pedagogical conditions for working with tourists, who need of additional attention and support.The aims of the present article are the following: to consider the activities of guides from the point of view of its pedagogical component; to assess the degree of psychological and pedagogical readiness of employees of excursion and tourism industry to serve people with disabilities and to be ready for successful, productive communication with them.Methodology and research methods. In the course of research, general scientific methods of analysis and synthesis, statistical methods, methods of survey and participant observation were employed. Primary data obtained during the survey, as well as secondary data from open sources and databases were used. The survey results and secondary data from open sources and information bases were investigated.Results and scientific novelty. The generalisation of existing approaches to the interpretation of the concept of “specialist readiness” made it possible to clarify the essence of professional readiness. The author gives the definition of psychological and pedagogical readiness of the guide to work with people with disabilities. Psychological and pedagogical readiness is considered as a qualitative characteristic of a professional, reflecting the relationship between his or her internal, personal attitudes for activities of this kind and the ability to have an effective educational and development impact, using the means and potential of the excursion as a form of continuous training. The specifics of excursion and cognitive tourism for disabled persons and persons with special educational needs are described. The analysis of the results of empirical research allowed the authors to establish that most guides do not have necessary professional skills and skills of goal-setting concerning interaction with various categories of clients with disabilities. The pedagogical aspects of such activities are not presented in the theory and practice of vocational training/retraining of personnel for the tourism sphere. The conclusion was reached that the methods of education in higher education institutions and the system of advanced training for specialists-guides need to be further developed and improved in order to maximise the implementation of pedagogical function of culture-oriented sightseeing tourism. The authors give the recommendations on the inclusion of pedagogical component in the content of educational material and in the curricula of the corresponding specialties in order to promote professional development of future and current guides.Practical significance. According to the authors, the materials and conclusions of the research will be useful to solve theoretical and applied problems in the field of pedagogy of excursion activities, as well as to train social workers of other profiles.en
dc.description.abstractВведение. Забота об инвалидах и лицах с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является одним из критериев цивилизованности государства и нравственного состояния общества. В последние годы в России активно принимаются меры по обеспечению доступности таким гражданам образовательной и культурно-досуговой среды, ее объектов и услуг, благодаря чему возрастает, в частности, число людей с ОВЗ, участвующих в различных экскурсионно-просветительских мероприятиях. Однако эта тенденция порождает потребность в педагогических технологиях и создании педагогических условий для работы с экскурсантами и туристами, нуждающимися в дополнительном внимании и сопровождении. Цели статьи – рассмотреть деятельность экскурсоводов с позиций ее педагогической составляющей и выяснить степень психолого-педагогической готовности работников экскурсионно-туристического сервиса к обслуживанию людей с ОВЗ и успешному, продуктивному коммуницированию с ними.Методология и методы. В ходе исследования применялись общенаучные методы анализа и синтеза, статистические методы, опрос и включенное наблюдение. Кроме результатов опроса, изучению подвергались вторичные данные из открытых источников и информационных баз. Результаты и научная новизна. Обобщение имеющихся подходов к трактовке понятия «готовность специалиста» позволило уточнить сущность профессиональной готовности. Сформулировано авторское определение психолого-педагогической готовности экскурсовода к работе с людьми с ОВЗ как качественной характеристики профессионала, отражающей взаимосвязь между его внутренними, личностными установками на деятельность такого рода и способностью оказывать эффективное воспитательно-развивающее воздействие, используя средства и потенциал экскурсии как формы непрерывного обучения. Описана специфика экскурсионно-познавательного туризма инвалидов и лиц с особыми образо вательными потребностями. На основе анализа результатов эмпирических изысканий по обсуждаемой проблеме установлено, что у большинства экскурсоводов не сформированы необходимые профессиональные навыки, умении и целеполагание относительно взаимодействия с различными категориями клиентов с ОВЗ. Педагогические аспекты подобной деятельности не представлены в теории и практике профессиональной подготовки / переподготовки кадров для туристической сферы. Сделан вывод о том, что методики обучения в вузах и системе повышения квалификации специалистов-экскурсоводов нуждаются в доработке и совершенствовании с целью максимальной реализации педагогической функции культуроориентированного туризма. Даны рекомендации по включению педагогической компоненты в содержание учебного материала, предназначенного для освоения будущими и действующими экскурсоводами, и в учебные планы соответствующих специальностей. Практическая значимость. Материалы и выводы исследования, по мнению авторов, будут полезны при решении теоретических и прикладных задач в области педагогики экскурсионной деятельности, а также могут быть использованы при обучении социальных работников иных профилей.ru
dc.description.sponsorshipThe research findings were published with the financial support of Tula State University within the framework of the scientific project № НИР_2018_23.en
dc.description.sponsorshipРезультаты исследования опубликованы при финансовой поддержке Тульского государственного университета в рамках научного проекта № НИР_2018_23.ru
dc.format.mimetypeapplication/pdfen
dc.language.isoruen
dc.publisherРоссийский государственный профессионально-педагогический университетru
dc.relation.ispartofОбразование и наука. 2019. №10ru
dc.rightsinfo:eu-repo/semantics/openAccessen
dc.rightsAuthors who publish with this journal agree to the following terms: Authors retain copyright and grant the journal right of first publication with the work simultaneously licensed under a Creative Commons Attribution License that allows others to share the work with an acknowledgement of the work's authorship and initial publication in this journal. Authors are able to enter into separate, additional contractual arrangements for the non-exclusive distribution of the journal's published version of the work (e.g., post it to an institutional repository or publish it in a book), with an acknowledgement of its initial publication in this journal. Authors are permitted and encouraged to post their work online (e.g., in institutional repositories or on their website) prior to and during the submission process, as it can lead to productive exchanges, as well as earlier and greater citation of published work (See The Effect of Open Access).en
dc.rightsАвторы, публикующие статьи в данном журнале, соглашаются на следующее: Авторы сохраняют за собой авторские права и предоставляют журналу право первой публикации работы, которая по истечении 6 месяцев после публикации автоматически лицензируется на условиях Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим распространять данную работу с обязательным сохранением ссылок на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале. Авторы имеют право размещать их работу в сети Интернет (например в институтском хранилище или персональном сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению и большему количеству ссылок на данную работу (См. The Effect of Open Access).ru
dc.sourceОбразование и наукаru
dc.subjectPEDAGOGICAL TRAININGen
dc.subjectPSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL READINESSen
dc.subjectREADINESS FOR ACTIVITIESen
dc.subjectGUIDEen
dc.subjectCULTURE-ORIENTED SIGHTSEEING TOURISMen
dc.subjectPEOPLE WITH DISABILITIESen
dc.subjectPEDAGOGICAL ORIENTATION OF SIGHTSEEING ACTIVITIESen
dc.subjectПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКАru
dc.subjectПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬru
dc.subjectГОТОВНОСТЬ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИru
dc.subjectЭКСКУРСОВОДru
dc.subjectКУЛЬТУРООРИЕНТИРОВАННЫЙ ЭКСКУРСИОННО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМru
dc.subjectЛЮДИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯru
dc.subjectПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЭКСКУРСИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИru
dc.titleПсихолого-педагогическая готовность экскурсовода к работе с людьми с ограниченными возможностями здоровьяru
dc.title.alternativePsychological and pedagogical readiness of a guide to work with disabled peopleen
dc.typeArticleen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/articleen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/publishedVersionen
dcterms.audienceOtheren
dcterms.audienceParents and Familiesen
dcterms.audienceResearchersen
dcterms.audienceSchool Support Staffen
dcterms.audienceStudentsen
dcterms.audienceTeachersen
local.description.firstpage167-
local.description.lastpage188-
local.issue10-
local.volume21-
local.identifier.doi10.17853/1994-5639-2019-10-167-188-
local.identifier.scopus85082441772-
local.identifier.eid2-s2.0-85082441772-
local.identifier.otherWOS:000505222300007wos
local.identifier.wos000505222300007-
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
edscience_2019_10_008.pdf626,56 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.