Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/36274
Название: Периодизация развития начального и среднего технического и ремесленного образования Башкортостана
Другие названия: Periodisation of Primary and Secondary Technical and Vocational Education Development in the Republic of Bashkortostan
Автор: Aminov, T. M.
Asadullin, R. M.
Аминов, Т. М.
Асадуллин, Р. М.
Дата публикации: 2020
Издатель: Российский государственный профессионально-педагогический университет
Библиографическое описание: Аминов, Т. М. Периодизация развития начального и среднего технического и ремесленного образования Башкортостана / Т. М. Аминов, Р. М. Асадуллин // Образование и наука. — 2020. — № 3. — С. 148-171.
Аннотация: Introduction. Vocational education has always been and still is one of the main factors of successful sustainable development of society as a whole and of the individual in particular. Therefore, in the state policy of different countries of the world, including Russia, special attention is being given to the institutions, which train specialists for the leading sectors of the economy and production. For developing effective policy measures and predicting its effectiveness, it is essential to identify the potential of national vocational education system, to study its phase changes and evolution vectors, to analyse and summarise existing experience in the organisation of the system and to support its functioning at the national and regional levels.The aim of the present research is to identify and characterise the main periods of development of primary and secondary technical and vocational education in one of the major regions of Russia – the Republic of Bashkortostan.Methodology and research methods. The research methodology is based on the system and civilisational approaches. The retrospective analysis was conducted through historical, typological and comparative methods, as well as two conceptual models. In the first model, the pedagogical process is presented as a complete system determined by specific historical conditions. The second model, designed by one of the authors of this article, is based on the logic and structure of this process in its contemporary understanding. These concepts provide adequate analysis and extrapolation of historical and pedagogical experience into modern educational theory and practice.Results and scientific novelty. The authors identified socio-economic, pedagogical, organisational and managerial factors of periodisation of the system of primary and secondary technical and vocational education development of Bashkortostan. For the first time, at the local republican level, the main phases of the process have been identified and described, starting with the pre-institutional stage to the present day. It is demonstrated that the trajectory of gradual formation and improvement of the investigated directions and stages of vocational training in the territory of the Republic of Bashkortostan is regulated by the general laws on the development of social structures. Despite some specificity, the trends in regional education found are quite related to all-Russian processes.Practical significance. The research results can be useful and are already being used when developing and designing vocational development programmes, in particular, they enrich the content of such disciplines as “History of Pedagogy and Education”, “History”, various special courses and curriculum units, concerning the issues on the state and prospects of technical and vocational education. In addition, the research materials can be used for developing regional educational policy.
Введение. Профессиональное образование всегда было и остается сегодня одним из главных факторов успешного устойчивого развития общества в целом и отдельной личности в частности. Поэтому в государственной политике разных стран мира, в том числе и России, повышенное внимание уделяется тем институтам, которые занимаются обучением специалистов для ведущих секторов экономики и производства. Для выработки эффективных политических мер и прогнозирования их результативности крайне важно выявление потенциала национальной системы профобразования, изучение ее фазисных изменений и векторов эволюции, рефлексия и обобщение имеющегося опыта организации системы и поддержки ее функционирования на общегосударственном и региональном уровнях.Цель изложенного в публикации исследования состояла в выделении и характеристике основных периодов развития начального и среднего технического и ремесленного образования одного из крупных регионов России Республики Башкортостан.Методология и методы. Работа базировалась на системном и цивилизационном подходах. Ретроспективный анализ проводился с опорой на историко-типологический и сравнительно-сопоставительный методы, а также на две концептуальные модели. В первой педагогический процесс рассматривается как целостная, детерминированная конкретно-историческими условиями система. В другой, сконструированной одним из авторов настоящей статьи, ведущими являются логика и структура этого процесса в современном его осмыслении. В совокупности эти концепции позволяют адекватно представить историко-педагогический опыт и экстраполировать его на современную образовательную теорию и практику. Результаты и научная новизна. Обозначены социально-экономические, педагогические, организационно-управленческие факторы периодизации развития системы начального и среднего технического и ремесленного образования Башкортостана. Впервые на локальном республиканском уровне выделены и описаны основные фазы обсуждаемого процесса – начиная с доинституциональной стадии и до наших дней. Показано, что траектория поэтапного становления и совершенствования исследуемых направлений и ступеней профессиональной подготовки на территории республики обусловлена общими законами развития социальных структур. Несмотря на определенную специфику, обнаруженные тенденции в области регионального образования вполне соотносятся с общероссийскими процессами. Практическая значимость. Результаты исследования могут быть полезны и уже используются при разработке программ подготовки профессиональных кадров, в частности они обогащают содержание таких дисциплин, как «История педагогики и образования», «История», различных спецкурсов и учебных разделов, освещающих вопросы состояния и перспектив технического и ремесленного образования. Кроме того, материалы изыскания могут найти применение при выстраивании региональной образовательной политики.
Ключевые слова: TECHNICAL EDUCATION
VOCATIONAL EDUCATION
PERIODISATION
HISTORICAL AND PEDAGOGICAL RESEARCH
BASHKORTOSTAN
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
РЕМЕСЛЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ПЕРИОДИЗАЦИЯ
ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
БАШКОРТОСТАН
ISSN: 2310-5828
1994-5639
DOI: 10.17853/1994-5639-2020-3-148-171
SCOPUS: 85085603605
WoS: 000530638100007
Сведения о поддержке: The research was carried out with the financial support of the Russian Foundation for Basic Research in the framework of the scientific project № 20–013–00648.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20–013–00648.
Источники: Образование и наука. 2020. №3
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
edscience_2020_03_008.pdf428,87 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.